БЕСЕДЫ В ШКОЛЕ ТРЕЗВЕНИЯ
ВЕДЕТ ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВ

БЕСЕДА ПЕРВАЯ: ЛЕСТВИЦА ТРЕЗВЕНИЯ

«Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить» (1Пет. 5, 8). Этот стих открывает нам, что ради спасения своей души человек должен постоянно трезвиться, то есть содержать свой разум в трезвом, работоспособном состоянии.

В практической же жизни мы часто пренебрегаем этими словами апостола Павла и впадаем в безумие: курим, употребляем спиртное, блудодействуем, сквернословим и т. п. То есть, совершаем поступки, противные нашим естественным потребностям и гибельные для души.

Чтобы освободиться от этого состояния душевной расслабленности, требуется выполнить два условия.

1. Найти и припасть к источнику Истины, то есть к Священному Писанию и Священному Преданию. В них мы черпаем содержание Веры Православной.

2. Обезпечить надёжное сохранение полученных знаний и научиться ими пользоваться во благо себе и другим, то есть найти конкретные формы своего приобщения к жизни в Православии.

Естественно, что пути Господни неисповедимы: разные люди приходят к боголюбивой жизни, ищут спасения во Христе по разным дорогам. Однако на всех этих путях есть свои закономерности, которые полезно знать.

В частности, приобщение к Православной Вере идёт постепенно, через очищение души, «…ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе» (Мк. 4,28).

Практический опыт православных трезвенников Санкт-Петербурга позволяет говорить о мистической Лествице трезвения, которую необходимо пройти на пути от дурных пристрастий к православному образу жизни во Христе. Сразу же подчеркнём, что Лествица трезвения ведет до конца жизни, ибо путь в горний мир для православного человека продолжается весь его земной путь — с повторением годовых циклов, десятилетий жизни и т. п.

Итак, Лествица трезвения» содержит 12 СТУПЕНЕЙ, которые составляют как бы 4 марша (или этапа) — по три ступени в каждом марше.

ПЕРВЫЙ МАРШ (этап) православные трезвенники Санкт-Петербурга реализуют через Школу трезвения. Обычная продолжительность реализации этого этапа при условии неотступной работы над собой — около года.

Естественно, что если не трудиться над освоением и подъёмом по ступеням Лествицы трезвения в самоусовершенствовании собственной личности, то не только не продвинешься вперёд, но потеряешь и ранее обретённое.

Вернёмся к рассмотрению первого марша-этапа Школы трезвения который содержит три ступени.

ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ — покаяние, признание самим собой потери самоконтроля в отношении страстей. Здесь человек обнаруживает несуразности в собственном поведении, в образе жизни и осознаёт, что продолжать дальше так жить для него неполезно.

ВТОРАЯ СТУПЕНЬ — осознание необходимости обращения за помощью к опытным людям, чтобы вернуть себе здравомыслие. Вспомним, что человек начинает служить страстям всегда под воздействием внешних сил, хотя способствует этому в значительной степени наследственность.

Сами по себе мы не приобретаем пороки, страсти, — они укореняются в нашей жизни через каких-то людей, которые как бы являются проводниками демонических сил в нашу жизнь.

Следовательно, в борьбе с тьмою нам полезно обратиться к Свету, к богоугодным знаниям, которыми могут поделиться с нами добрые люди. Остаётся только найти таких боголюбивых людей, имеющих соответствующий опыт и благословение от просвещенных в этих вопросах священнослужителей.

ТРЕТЬЯ СТУПЕНЬ — принятие решения присоединить свою свободную волю к воле Божией. До этого человек в своих дурных пристрастиях соединял свою волю с волей дьявола, бездумно грешил. Теперь же он осознаёт пагубность прошлого опыта и желает жить по воле Божией, хотя пока и не знает, как это сделать.

Подчеркнём, что на первом марше-этапе Школы трезвения бывают и крещеные, и временно отпавшие от Православной Веры, и некрещёные, и даже инославные люди. Здесь они делают свой выбор.

ВТОРОЙ МАРШ Лествицы трезвения — этап православного общения — характеризуется приобщением к соборности. Здесь речь идет о систематическом участии в практической работе какого-то православного общества, объединения, клуба, общины, в решении конкретных задач.

ЧЕТВЕРТАЯ СТУПЕНЬ — полное и горячее покаяние в соделанных преступлениях против норм морали и нравственности. Приносится это покаяние уже в православных формах, то есть, человек некрещёный проходит таинство крещения, а крещёные воссоединяются с Церковью Христа.

ПЯТАЯ СТУПЕНЬ — признание перед Богом и людьми истинной природы своих прежних заблуждений. Здесь человек убеждается в том, что был пленён страстями, что в нём проявлялись не физиологические потребности, а присутствовало греховное наваждение. Таким образом, разум человеческий открывается к Богопознанию.

ШЕСТАЯ СТУПЕНЬ — готовность жить по-новому, со Христом в душе. Здесь необходим добрый пример из среды окружающих, чтобы у человека сформировалась вера в достижимость и привлекательность боголюбивой жизни для себя лично.

Для преодоления первых двух маршей (этапов) Лествицы трезвения при неотступной работе над собой требуется примерно три года.

ТРЕТИЙ МАРШ Лествицы трезвения — этап деятельного воцерковления. Он включает в себя следующие три ступени.

СЕДЬМАЯ СТУПЕНЬ — смирение перед Господом, молитвенное прошение о прощении вольных и невольных прегрешений в прошлом и настоящем. Здесь человек перестаёт винить в своих жизненных неурядицах других людей, а обличает свою гордыню и несмирение.

ВОСЬМАЯ СТУПЕНЬ — усвоение промысла Божия в своей жизни, уточнение для себя своих дурных деяний, составление помянника обиженных людей и приобретение желания загладить содеянное перед Богом и людьми.

ДЕВЯТАЯ СТУПЕНЬ — устранение последствий собственных грехопадений. При этом особое внимание уделяется тем поступкам, от которых пострадали другие люди.

Подчеркнём, что за каждого обиженного нами человека необходимо постараться помочь хотя бы четырём страждущим, чтобы они тоже получили внешнюю поддержку для православного возрождения. Однако здесь надо помнить о деликатности ситуации, чтобы не получить обратного эффекта, не отторгнуть человека от Церкви.

Ориентировочная продолжительность подъёма по Лествице трезвения на первых трёх маршах, то есть по девяти ступеням составляет до десяти лет причём третий марш требует гораздо большего времени, чем первые два.

Ещё более длителен по времени ЧЕТВЕРТЫЙ МАРШ Лествицы трезвения — этап деятельной жизни в церковной орграде.

Он представляет собой жизнь воцерковлённого православного человека до конца дней его земного пути. Само понятие «быть в церковной ограде» означает деятельное исповедание себя рабом Христа, то есть Его работником.

Рассмотрим следующие три ступени четвёртого марша Лествицы трезвения.

ДЕСЯТАЯ СТУПЕНЬ — жизнь в Правде, то есть в соответствии с Заповедями Божиими, с немедленным исповеданием и преодолением каких-то новых согрешений и искушений.

ОДИННАДЦАТАЯ СТУПЕНЬ — личное усовершенствование в вере, посте и молитве. На этой ступени личная молитвенная жизнь человека сокрыта от окружающих (Мф. 6,6), ибо он избегает показных проявлений Веры.

ДВЕНАДЦАТАЯ СТУПЕНЬ — апостольское (просветительское) служение на уровне своих возможностей. Оно необходимо для каждого православного — хотя бы среди своих ближних. Причём самое сильное и наилучшее убеждение в истинности Православия достигается через дела любви, через личный пример благочестивой жизни во Христе.

Как добрый пример для подражания здесь можно особенно выделить служение «гадаринского бесноватого» (Мк. 5,20; Лк. 8,39), который много пострадал от бесов, но будучи исцелённым от них Господом нашим Иисусом Христом, потом нёс служение — свидетельствовал о Христе в своей родной стране Десятиградии.

В заключение следует отметить, что этот материал о «Лествице трезвения» построен на опыте практической работы Санкт-Петербургского Православного клуба «Бодрствование» во имя святого мученика Вонифатия в 1987–99 годах.

БЕСЕДА ВТОРАЯ: ЗАПОВЕДИ ТРЕЗВЕНИЯ

Вопрос о трезвении очень хорошо и тщательно разработан св. Игнатием Брянчаниновым. В томе 5 Творений святителя, в гл. 34 есть раздел «О трезвении». Укажем по этому вопросу и еще один источник: «Добротолюбие» том 2 гл. 3 (сочинения преп. Исихия Иерусалимского).

Применительно же к нашей бытовой практике необходимы некоторые уточнения в вопросе трезвения, поэтому разговор наш на эту тему уместен и необходим.

Рассмотрим по-порядку:

а) Трезвение — есть непрестанная деятельность, бодрствование. Это — творческое делание, избавляющее от лукавых дел, от страстных слов и помышлений, если оно усердно и ведется в течении продолжительного времени.

б) Трезвение противодействует началам греха: помыслам и чувствованиям греховным. Вот почему ежедневно необходимо вести дневник, т. е. что-бы уже начальные позывы «срыва» уничтожать.

в) Трезвение приобретается постепенно. Необходимы время и труд.

Приобретаются навыки самонаблюдения и приемы противодействия греховным помыслам. Здесь наиважнейшим деланием является молитва.

г) Чтобы пребывать в трезвении, надо хранить светлым ум, который омрачается, например, от одурманивающих веществ, словоблудия и чрезмерных житейских попечений.

д) Внезапно, но неотвратимо приходит смерть. Редкий человек доживает до того момента, когда все тело его становится ветхим, не пригодным для жизни. Чаще губится какой-то один орган жизнеобеспечения.

Но, человек полон самообольщения, стремится не думать о смерти. И зря!

Блаженны те, кого Господь найдет бодрству-ющими, правильно смотрящими на земную жизнь, помнящими смерть и готовящимися к ее внезапно-му приходу (см. Лк. 12, 37–39).

е) Тела же человеческие различаются по крепости. Поэтому каждый человек должен управлять своим телом с большим благоразумием.

ж) Трезвение требует физического спокойствия крови. А страсти возбуждают в крови разнообраз-ные движения. Вожбуждения так разнообразны, что нередко противодействуют друг другу. Страсти всегда создают неестественное состояние крови.

Первопричина — обильное нашествие помыслов и мечтательность, т. е. прелести.

з) Многие принимают греховные движения крови в себе за действие добра (пример: ревность не по-разуму) и следуют греховным побуждениям, принимая их в качестве святой, богоугодной истины.

Чтобы избежать подобного, требуется научение и приобретение навыков в распознавании духов.

и) Кровь движется иначе при гневных помыслах и мечтаниях, иначе при блудных, иначе при тщеславных, иначе при корыстолюбивых, иначе при унынии, иначе при ожесточении, иначе при гордости и т. п.

При такого рода движениях крови важным противодействием является пост. Если его хорошо

освоить, то очень многое прояснится.

к) Излишнее воздержание тоже не полезно. К примеру, если молодое и крепкое тело предать по-кою и праздности, то усилятся все страсти.

Необходимо благоразумное воздержание, что и является сущностью трезвения.

Евангельское учение — главный источник всех истинных, христианских, богоугодных добродетелей.

Когда же мы, по совету своих духовников, ежедневно читаем Евангелие, то, тем самым, обогащаемся и подпитываем себя Истиной.

Познав истину о себе, мы должны внести коррективы в свой образ жизни, чтобы жить по заповедям трезвения.

Для того, чтобы целенаправленно работать над улучшением психологического состояния, мы предлагаем выработанные на основе полученного опыта в Православном клубе «Бодрствование» во имя святого мученика Вонифатия следующие заповеди трезвения.

ЗАПОВЕДИ ТРЕЗВЕНИЯ

1.Не бросайте собственное здоровье на произвол судьбы.

Это значит, что мы не можем доверяться случайным обстоятельствам, воздействиям каких-то нелепых случаев и т. д.

Что мы рекомендуем для исполнения первой заповеди:

а) Ведение дневника (как говорит народная мудрость,- самая хорошая память — карандаш).

б) Семейное трезвение. Нужно найти себе со-юзника прежде всего среди «искренних своих», среди «ближних своих». В идеале же, если получится «семейное трезвение», то таковое трезвение даст наилучшие результаты.

в) Сообщества трезвения. Господь Иисус Хри-стос говорит: «Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18,20).

2. Охранять право на ясность сознания.

В святоотеческой литературе часто встречается глагол «нудиться», т. е. «брать силой».

Право на ясность сознания мы можем вернуть себе только силой. Можем, и должны. Т. к.,если мы лишены ясности сознания, то значит и лишены свободной воли.

Все партии и секты стремятся «овладеть массами», нам же требуется сохранить свободную личность.

3. Не упиваться достигнутыми успехами.

Дело в том, что некоторые люди, достигнув каких-либо результатов в своей жизни, останавливаются на достигнутом, довольствуются сделанным.

Но, такая остановка грозит «срывом», который неизбежно опрокинет все достигнутые результаты

И не надо бояться, что трезвиться, бодрствовать придется всю жизнь. Это нормально. Ведь мы же постоянно бодрствуем, чтобы не попасть ногой в лужу, чтобы не попасть под движущийся транспорт и т. д. И в отношении одурманивающих веществ или каких-то порочных действий нужно также постоянно бодрствовать до самого последнего момента своей жизни на земле.

4. Помнить: трезвение, бодрствование — жизненная необходимость.

Некоторые думают: раз многие сегодня пьют — значит трезвость не является жизненной необходимостью. Но, отказ от принципов трезвения, бодрствования ведет к страданиям, болезням и досрочной смерти.

5. Нелицемерно определитесь о себе, познайте истину о себе, о своем отношении к трезвению.

Проверьте себя на наличие дурных психологических установок на допустимость:

а) употребления одурманивающих веществ (курение, алкоголь, наркотики и т. д.);

б) нездоровых воздействий на органы чувств;

в) ложных убеждений (сомнительных с точки зрения здравого смысла).

Пороков много. И вовсе не обязательно иметь их все, достаточно одного алкоголизма.

Если вы выявили психологическую запрограммированность, которая складывается из допустимости этого порока для себя лично, то, тем самым, вы облегчили для себя выбор последующих конкретных действий.

Если мы понимаем, что с нами происходит, то мы можем подготовить программу действий, составить «план контрнаступления».

6. Познав истину о себе, внесите коррективы в свой образ жизни.

Назовем признаки сознательного бодрствующего:

а) маловажно прошлое, гораздо важнее то, как сейчас живет человек, избрал ли он трезвый образ жизни;

б) возвращение к самому себе, к тому состоянию, которое было у каждого человека от рождения, к законам жизни, дарованным нам Создателем, как детям Своим (ведь от рождения у нас не было пристрастий к одурманивающим веществам или дурным порокам);

в) укрепляться самим, помогая другим. Если мы помогаем другим людям, то и сами укрепляемся. Этот принцип применяется у нас, в Православном клубе «Бодрствование».

7. Не верьте антиправославной пропаганде, ибо злой всегда оправдывает зло.

Злой не любит истины, он лжец, и потому вытупает против истины.

8. Ставьте превыше всего любовь к людям.

Св. прав. Иоанн Кронштадтский пишет: «В любви, как в семени, заключаются все добродетели» («Великий Пост», стр. 146).

Любовь к людям — это готовность к жертвенности и жертвование (подтверждение делами этой готовности). Любите для начала самых близких своих.

9. Помните: разум и надежда всегда помогут.

Апостол Павел указывает:«…от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда…» (Рим. 5, 3–4).

Призываем и мы вас: приобретайте опытность, в т. ч. и через нашу ШКОЛУ ТРЕЗВЕНИЯ, а с опытностью появится надежда. Надежду же необходимо подкреплять делами, для чего требуется разум.

10. Сохранение и восстановление здоровья требуют сил и средств.

Чем меньше сил и средств, тем больше потребуется времени. Опасайтесь только поспешности, суеты во всех делах.

Реализуя заповеди трезвения, мы подготавливаем себе удобный путь к воцерковлению. Б

О ВОЦЕРКОВЛЕНИИ. ПСАЛТИРЬ СВ. ЕФРЕМА СИРИНА, ПСАЛОМ 93.

«Вот, что бывает с приступающим работать Господу:

сперва искушение — это состояние младенца, ему дается легкая пища и по его первому требо-ванию многое исполняется
потом скорби — как правило, они чаще всего приходят от близких, когда начинается непони-мание в семье, отдаляются дети и родители, на работе появляются сложности и т. п.
затем труд — человек понимает: хотя труд нелегок, но необходим; надо ходить в храм, чи-тать Евангелие, трезвиться, бодрствовать и т. п.
уныние — вдруг, как бы, выясняется, что ты никому не нужен, не интересен. И сам ничего не знаешь, не умеешь.

Вышеназванные этапы — это проповедь Христа

Эти этапы проходят новоначальные.

Далее следует новый „виток“ — это страдания Иисуса Христа. Такими этапами идут в ограде Церкви верные:

нагота — вроде бы вокруг тебя многие, но ты остаешься один, как перст, перед всем миром, все тебя отринули. Непонимание самых близ-ких
страдание — вспомним „Моление о Чаше“ Господа. А у нас — физические скорби, болезни, притеснения на работе и в быту
теснота — „враг“ окружает и теснит со всех сторон. Вспомним арест Господа: даже до любящих сердец не дотянуться. Один Бог остается с человеком
унижение» — крестоношение, венцы

Жив Господь!

БЕСЕДА ТРЕТЬЯ: ИЗМЕНИЛОСЬ ЛИ ПЬЯНСТВО ЗА 2000 ЛЕТ?

Неверно думать, что пьянство развилось в недавние времена — Новый Завет уже две тысячи лет предупреждает о его губительности.

Важно помнить, что мир практически неизменен, а борьба добра и зла происходила и происходит в душах, в сердцах людей.

Враг рода человеческого со временем лишь оттачивает свое умение в воздействии на человека, в привитии ему гибельных страстей. За ним — многотысячелетний опыт совращения. А человек живет всего лишь несколько десятилетий, причем с младенчества, когда особенно важен опыт воспитания, подвергается воздействию гибельных страстей.

Вне сомнения, если бы не опыт благочестивой жизни, запечатленный в книгах, мы бы не устояли в борьбе со злом. Однако Господь дал людям грамоту, письмена. Сиф — третий сын Адама — начал письмена, а Енос их завершил, написал песнопения и молитвы.

А молитва — это ключ к сокровищам Божиим. Прадед Ноя — праведный Енох написал книгу пророчеств, которая была взята Ноем в ковчег вместе с другими писаниями праотцов.

Именно через письмена мы узнаем опыт предков. И он — этот опыт — предупреждает нас об опасности пьянства на протяжении всей послепотопной истории человечества.

У Тихона Задонского есть такие слова:

«Человече! Что свеча горящая пред тобою, то же пред тобою житие твое. Чем свеча более горит, тем более умаляется: так и ты, чем более живешь, тем более сокращается житие твое. Как погаснет свеча, то кажется, как бы ее и не было: так и человек, когда умрет и погребется, кажется, как бы и не был».

Помня эти слова святого, осознаем, что загораются новые и новые свечи — жизни людские, погасить горение которых до срока стремятся бесы — страсти.

Эти бесы — страсти все те же, что и тысячи лет назад, но их опыт возрос неизмеримо. Сами они не способны творить, но учат людей делать разные гадости, создавать новые виды дурмана, которые потом используют для поражения других людей.

Недаром апостол Петр призывает: «Трезвитесь, бодрствуйте…» (I Пет.5,8).

Для уловления душ человеческих диавол с бесами раскинул различные сети, скрыв их в пище, питии, сластолюбии, в чести и богатстве, в беседах и молчании, в зрении и слухе, чтобы уловить нас на погибель.

Пс 140, 8–9: «Но к тебе Господи, Господи, очи мои; на Тебя уповаю, не отринь души моей; сохрани меня от силков, поставленных на меня, от тенет беззаконников».

Три тысячи лет звучат эти слова пророка Давида, и не пропадает их значение. Ибо все в мире повторяется, и мы, братья и сестры, раз за разом попадаем в одни и те же сети демонов.

И тем более велик опыт Иоанна Предтечи, который «не пил вина и сикеры». Это первый известный нам ветхозаветный трезвенник.

Против пьянства восставал и апостол Павел. Только козни «врага рода человеческого» видны в попытке изобразить его приверженцем пьянства, когда он писал святому Тимофею: «впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина ради желудка твоего и частых твоих недугов» (1Тим. 5, 23).

Дело в том, что Тимофей тоже был великий постник и трезвенник, и апостол Павел дает ему здесь лечебный рецепт против болезни, и винить его в пропаганде пьянства-то же самое, что обвинять в пропаганде наркомании докторов, применивших для обезболивания морфин.

Среди Отцов Церкви в борьбе с пьянством особенно потрудились учителя Церкви IV века Василий Великий и Иоанн Златоуст.

То, что они уделяли этому пороку столько внимания, говорит о его актуальности, сравнимой с сегодняшней.

Иоанн Златоуст: «Опьянение есть не что иное, как неестественное исступление души, извращение помыслов, недостаток рассуждения, отсутствие соображения. Опьянение происходит и от вина, происходит и от похоти, происходит и от испорченных соков, и от других различных причин, а страдание и болезнь -одни и те же».

Красноречивее не скажешь, поэтому всякие противопоставления водке — вина, вину — пива, пиву — иных одурманивающих веществ есть лишь маскировка, камуфляж пороков и словоблудие.

Ибо по содержанию опьянение было, есть и будет добровольным безумием. Меняются только его формы-то ли национального, то ли культурологического характера, а сегодня — и некоей моды. Хотя что может быть нелепее моды на безумие?

1600 лет назад Иоанн Златоуст говорил: «Пьянство есть добровольное неистовство, утрата рассудка; пьянство есть несчастие, над которым смеются, болезнь, над которой издеваются, произвольное беснование, — оно хуже умопомешательства.

Такой человек неприятен для друзей, смешон для врагов, презирается подчиненными, отвратителен для жены, несносен для всех, противнее всяких бессловесных (животных).

Животные ограничиваются потребностями. А пьяный свое желание простирает далее потребности и становится безрассуднее животных».

Вера наша безмерна, что сей муж обрел свое достоинство пред Богом. А что же с теми пьяницами, о которых он горевал? Конечно, многие из них вняли словам Святителя. Жребий тех, кто остался в пороке, страшен — ад во веки веков.

И сегодня, братья и сестры, я призываю вас уделить особое внимание этой проблеме, беспощадно обнажив свою былую и настоящую греховность.

При этом надо помнить, что если вовлек в пьянство одного несчастного, то вызволить из этой беды ты обязан четверых.

Как? — Трудами своими, и молитвой, и внушениями, и личным примером. Особенно важно приводить таких людей в трезвое общество, на акафисты Божией Матери «Неупиваемая Чаша», святому мученику Вонифатию и т. п.

Почему бесы увлекают нас в пьянство? — Пьющие не могут делать добра, они бессильны. Как безумные, они лишены молитв. Труды пьющих не бывают богоугодными, хотя и позволяют поддерживать наше плотское естество.

Почему я это утверждаю? Потому, что любой человек имеет свой образный ряд сотворчества с Богом, то есть добротоделания во Христе. Естественно, что эти способности искажаются до уродливости.

Обратимся теперь к истории современного мира.

В начале XVIII века вся Европа была подвержена разгулу пьянства, начал активно продвигать этот порок в Россию и ПетрI. Однако далеко не сразу наш народ поддался массовому спаиванию и это позволило государству укрепиться.

В «Памятной книжке трезвенника» священник Александр Васильевич Рождественский сообщает о том, что в XVIII веке в Англии все пили без памяти. Пили так, что трезвого человека редко можно было и увидеть.

Сейчас для нас это удивительно: Англия — страна строгих нравов, где сегодня по статистике каждая четвертая взрослая женщина ни разу в жизни не пробовала спиртного. И, тем не менее, 200 лет назад Англия погибала в муках пьянства.

Власти попытались принять меры. В 1735 году высший суд Лондона призвал к борьбе с пьянством. Городская Дума подняла цены на спиртное. Однако пьянство усилилось еще больше, возросла уголовщина.

Спасти ситуацию удалось подвижникам благочестия, рыцарям трезвости. Правда, для этого потребовалось время.

На заре XIX века трезвенное движение возглавил священник-монах из Ирландии Теобальд Матью, имеющий от Бога дар слова. В это время на 300 душ населения в стране приходился один кабак. В 1810 году отец Матью подсчитал, что на каждого гражданина страны было выпито по 125 литров водки.

Ситуация была — хуже некуда. Но возглавленное священством трезвенное движение, поддержанное властями и обществом, спасло нацию, хотя империя и потеряла свое положение.

А как же у нас, в России, обстояли в прошлом дела с противостояние пьянству? Обострение этой проблемы падает на первую половину XIX века, когда пьянством стал сопровождаться сатанинский разгул во всех сферах общественной жизни.

Потребовалась своеобразная Отечественная война за свободу народа от ига пьянства. В 1858 году в Ковенской, Гродненской и Виленской (Литва) губерниях ее возглавил епископ Жмудский Матвей Казимир. Покровительствовала движению Богородица. Трезвенное движение тогда быстро распространилось и по всей России.

Однако уже в 1863 году торговцы зельем организовали контрнаступление, залив Россию дешевой водкой, чем якобы сняли с семей денежный пресс. И до 1880 года о трезвости в стране уже не говорили.

Разберем характер этой волноообразной схватки добра и зла. Выделим в ней два аспекта.

1. Трезвенное движение возглавили священники — наиболее образованная и достаточно многочисленная часть народа: один священник окормлял примерно 200 человек. До революции в России было около 360 тысяч священников, сейчас — всего 17 тысяч. То есть в 21 раз меньше, хотя численность населения увеличилась.

2. Контратаку возглавили поборники «дешевой и качественной водки», борцы за «права народа», «любители традиций».

Не это ли мы видим и сегодня: против пьянства активно выступают священники-трезвенники, но их мало, да и опыта им недостает, так как большинство из них недавно рукоположены.

Однако вернемся к истории трезвенного движения России. В 1882 году в бой за трезвое счастье страны вступил известный в ту пору педагог Сергей Александрович Рачинский. Его поддержали обер-прокурор Священного Синода Константин Петрович Победоносцев, великий князь Константин Константинович Романов, другие влиятельные люди. И в 1889 году Священный Синод обязал священников заниматься борьбой с пьянством.

Видимо, и в этом тоже лежат корни того экономического и социального подъема, который возник в России на рубеже XIX–XX веков, но плодами которого, увы, наш народ не сумел верно распорядиться, ввергнув Отечество в пучину братоубийственной войны и социальных потрясений. Вспомним, что на этот же период приходится и максимальный за всю историю России прирост населения.

А в ХХ веке борьба с пьянством с переменным успехом то угасала, то разгоралась. Но в основе ее всегда лежала борьба за личность, за конкретную душу человеческую.

И здесь нечего добавить или убавить. Как и две тысячи лет назад, во времена Иоанна Предтечи, порок пьянства связывает свои жертвы и тащит пленников во ад. И так же противостоят бесам — страстям наши Ангелы-Хранители, воздействующие на нас через добрых людей, ибо глас совести в нас заглушен.

Чем характерно наше время?

1. Дьявол смог «обогатить» палитру одурманивающих веществ от естественных вариантов (курение, пьянство, кокаин и т. п.) до синтетических (психотропные лекарства, гамма фосфорно-органических соединений, другие химические препараты).

2. У слуг дьявола появилось новое профессиональное мытарство — средства массовой информации, где работают в основном антихристиане и биороботы, то есть люди, лишенные дара духовного рассуждения, рубящие сук, на котором сидят.

3. Наша Русская Православная Церковь организационно только-только встает на ноги, монастыри — в стадии становления, священство малоопытно и несет на себе груз светского воспитания и «привычных» пороков, в том числе пьянства и курения. Достаточно сказать, что на поминках священники «поднимают рюмочку», хотя это противоречит установкам церкви — пьянство и молитва несовместимы.

4. Сектантские группы взяли на вооружение трезвость, некурение и привлекают наиболее активную часть молодежи в свои ряды.

5. Толпы обществом выброшенных на улицы пьяниц, наркоманов и других несчастных людей бродят по стране в поисках пристанища и помощи, толкаются в ворота монастырей, ищут безсребреников-врачей и мрут, как мухи.

Это отрицательные характеристики. А что же в плюсе?

1. В среде священства появляются рыцари трезвости. Достаточно назвать имена таких активных общественных деятелей из среды священства, как отец Александр Захаров, отец Олег Скобля, есть и другие.

2. При приходах образуются общества, нацеленные на взаимопомощь. Здесь уместно подчеркнуть, что в одиночку справиться с пьянством трудно: и сам пьющий слаб, и соблазн от прежних компаньонов велик.

Иное дело, когда во имя святой цели образуется общество единомышленников. С ними и соблазн, и насмешки легче преодолеваются, да и добрый пример увлекает.

А собравшись в общество, мы укрепляем трезвость в себе и в окружающих через молитву, собеседования и братские встречи, помощь близких по духу людей в трудную минуту.

3. Все явственнее вырисовывается опыт общения во Христе, что в условиях семейных нестроений особенно важно.

С большим трудом мы отыскиваем дорогу к Богу. Разве можем мы спокойно относиться к тому, что другие блуждают в болоте, в тине страстей?

Нет, мы будем изо всех сил кричать, а если надо, то и помогать увязнувшим вылезать из трясины.

Естественно, что на возрастающие добродетели «враг» особенно нападает, по слову Тихона Задонского: «На малое дерево не всякий находит ветер, а на высокое — всякий, и отовсюду веет и колеблет его.

О, возлюбленный, который сидишь на высоком месте! Буди как дерево великое, которое корень свой глубоко в землю пускает, и тем держится и не падает от ветра и бури; углубляй и ты веру и надежду твою в благости и всемогуществе Божием, как якорь в глубине морской… Не бойся… Буди только верен Господу твоему; а Он всесильною Своею рукою удержит и укрепит тебя».

Жив Господь!

БЕСЕДА ЧЕТВЕРТАЯ: ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА КАК ДАННОСТЬ НАШЕГО ВРЕМЕНИ

Сегодня едва ли не каждому нашему соотечественнику ясно, что в стране идет жестокая информационная война. Только очень трудно различить, кем и зачем эта война развязана. Хотя участники и особенно жертвы войны налицо. Данная беседа не ставит целью какие-то новые откровения по этому поводу. Было бы полезным, если удастся как-то систематизировать, обобщить высказывания в среде православных по этому поводу и на этой основе хотя бы вчерне наметить рекомендации для верующих людей по противодействию информационной агрессии. Бог поругаем не бывает! — это непреклонная истина для верных приверженцев Христа. Однако нам известно и то, что спасение во Христе Иисусе приходит к тем, кто служит Богу и людям, т. е. несет свое послушание православного человека.

I. Два мира: физический и мистический.

Слава Богу, наше общество преодолело период торжества грубого материализма, когда до минимума была сужена сфера влияния РПЦ, зато расцвела махровым цветом демоническая религия «марксизма-ленинизма». Сегодня очевидно, что страна переживает качественно иной период общественного развития, где из небытия появились, казалось бы, давно исчезнувшие виды демонических верований — неоязычество.

В то же время РПЦ получила возможность для восстановления своих былых позиций в народе, ее иерархи и весь верующий народ стремятся достойным образом ответить на новые вызовы времени, в том числе на западный прозелитизм и уже упомянутое внутреннее и внешнее по происхождению неоязычество.

С учетом исторической ситуации желательно рассмотреть поставленный вопрос в трех ракурсах:

а) с точки зрения служителей церкви в авторитетном изложении

б) со стороны современной науки

в) от обывателей, живущих приземленными, бытовыми интересами.

Скажем прямо, по сути своей, и позиция Церкви, и позиция Науки, и позиция обывателя в оценке известных людям сведений о мироздании аналогична: кроме мира физического, ощущаемого человеком с помощью органов чувств и современных средств их усиления, есть еще и мир мистический, неощущаемый органами чувств, но вполне реальный в своих проявлениях. Об этом авторитетно говорят Святые Отцы Игнатий Брянчанинов, Феофан Затворник, современные священники Алексей Мороз, Анатолий Берестов, игумен N и многие другие. Еще больше об этом говорится и пишется в светских СМИ. Однако для нашего разговора будет лучше опираться на выводы и соображения авторитетных ученых. В ноябре 1997 года ушел из жизни р. Б. Виктор (Альберт Иозефович Вейник), выдающийся ученый в области термодинамики, профессор. Его научные занятия привели его к Вере в Бога, к крещению (в 1992 г.) в православие и являются вполне убедительными в части рассматриваемого вопроса. Сразу же оговоримся, что позиция ученого не одинока, а разделяется многими его коллегами и учеными богословами, как прошлого, так и настоящего времени.

Итак, кроме общеизвестного и относительно изученного мира физического, где берется из «персти» земной и в землю же уходит по истечении большого или меньшего физического времени (смерть физическая), существует иной мир, как бы параллельный физическому миру. Этот мир обычно называют мистическим (невидимым). Он полон веществ невидимых и неощутимых, словами Игнатия (Брянчанинова): «Вещество простирается за пределы наших чувств на неизмеримый объем в бесчисленных, неизвестных нам формах, под управлением законов, недоступных для постижения нашего».

Из этих-то невидимых веществ и создан сверхтонкий мир, который принято называть духовным, так как в нем живут объекты его — духи. Духи живут вне нашего физического времени, т. е. вечно. Они то, духи и стараются управлять нашей жизнью, то ли к добру, то ли к злу. Это управление нашей жизнью осуществляется через присутствие в каждом из нас собственной духовности, дарованной человеку Творцом и призванной к служению в Духе и Истине. Для реализации служения в физическом мире у человека есть орган — физическое тело. Связь между духовностью человека и его телом осуществляет промежуточная субстанция — плоть, другими словами душевное состояние человека, где обитают страсти — падшие духи — тоже представители того же сверхтонкого мира. Творец для спасения от грехопадения пожертвовал сына своего Иисуса Христа, который олицетворял собою абсолютную силу жизни — Любовь. Сердце человеческое в мистическом смысле и являет собою то место, где идет бой между Любовью Христовой с одной стороны и силами тьмы — страстями с другой стороны. На физическом уровне эта брань духовного и плотского проявляется в силах добра и зла, исполнением дел и занято орудие — тело человеческое вместе с органами чувств и нервной системой.

Связь между двумя мирами осуществляется энергетически и информационно. Абсолютная энергия жизни — Любовь, а противостоит ей антилюбовь — злоба, иначе энергия смерти, так как падший ангел стал ангелом злобы, ангелом смерти. Существование его обусловлено попущением Божьим, как средство для искупления человеком первородного греха.

Информационная связь между двумя мирами осуществляется через посредство слова. Бог Слово — Иисус Христос дал человеку дар слова, назвав человека венцом творения, царем и как бы священником вселенной. И достоинство человека Господь подтвердил не в величественных и поражающих знаках величества его над вселенной, а только в том, что человек нарекает имена животным, т. е. всем существам, несущим в себе от Бога духа жизни. С тех пор и до настоящего времени человечество то приближалось, то отдалялось от Бога, пока Господь по милости своей не вочеловечился и не принес человеку возможность возрождения к жизни вечной во Христе Иисусе, в Царстве Небесном. И во всех делах человеческих решающую роль играло и играет Слово — дар Божий и отражение образа Божия в человеке на информационном уровне (в информационной сфере).

Здесь уместно будет вспомнить, что в грехопадении прародители наши продали себя в рабство греху гордости, а вместе с ними греху служит и слово человеческое, ибо Господь не лишил человека никаких даров кроме дара жизни вечной, ибо человек сам избрал себе смерть, вкусив по наущению дьявола плод с древа познания добра и зла. И вот теперь человек в земной жизни должен искуплением греха своего в делах покаяния вернуть по милости Божьей Царство Небесное (жизнь вечную).

Итак, подчеркнем в этой связи, что Православие и Наука не отрицают, а дополняют друг друга. Причем Православие, как религия имеет дело с невидимым духовным миром и верой, суть которой четко выражена в Символе Веры, который абсолютно истинен, верен, неизменен и дан навсегда.

Истинная же наука имеет дело с видимым телесным миром и знанием. Главная суть знания выражена набором соответствующих физических представлений, правил и законов, т. е. парадигмой. Подчеркнем разницу: Символ Веры дан Богом и поэтому неизменен. Парадигма устанавливается людьми, поэтому не может быть абсолютно верной и изменяется со временем. Следовательно, в религии и науке, в духовном и телесном мирах действуют принципиально различные законы, хотя и взаимосвязанные через Иисуса Христа — Бога Слово.

В духовном мире действует промысел Божий, пути которого неисповедимы. В телесном мире действует парадигма. Отсюда вывод, что религии принадлежит ведущая роль, а наука призвана лишь гармонически дополнять её. Ибо с помощью парадигмы невозможно постигнуть пути Господни.

Понимание этого соотношения необходимо, чтобы реально оценивать действия безумцев, желающих с помощью современной парадигмы — вторичного творения, т. е. иллюзии творения (подобно тому, что деньги иллюзия товара) встать на уровень Бога, т. е. построить пресловутую «вавилонскую башню». До поры до времени Бог терпит, но это вовсе ни о чем не говорит по человеческим меркам.

II. О соотношениях слова человеческого и слова Божьего.

Бог открыл человеку парные факторы слова:

а) слово, услышанное и слово произнесенное

б) слово, уведенное и слово рукотворное

в) слово мысленное и слово умное

С помощью этих факторов слова человек организует жизнедеятельность в телесном мире. На этих факторах слова работает информационное поле душевности человеческой (мыслительная сфера души), через них проявляются желательная сфера (воля) и чувствительная сфера (сердце) души. Это и есть грубая суть души человеческой, иначе плоть, где обитают страсти человеческие, иначе говоря — падшие духи, однако, у человека есть и тонкие сферы души, которые, собственно, и определяют духовность. Это сфера совести и сфера страха Божия — в сумме это подобие Божие и образ Божий — неизменная часть души человеческой, так как это частичка Бога, который неизменен и непостижим.

Есть ли в распоряжении одухотворенных сфер души человеческой какие-то иные факторы слова, кроме вышеперечисленных? Безусловно, есть, потому что об этом свидетельствуют святые и тайно зрители, восхищаемые по воле Божьей в горный мир, впечатления от которого никто из удостоенных этой чести не мог передать человеческими средствами, поэтому свидетельства эти носят сугубо условный характер, в пределах возможностей человеческой природы, т. е. все той же парадигмы, от природы которой зависели и конкретные описания тайно зрителей. То же самое можно сказать и об отражении Слова Божия в Священном Писании и Священном Предании, а также о священных образах (иконах) и священных предметах для православных Богослужений.

Поэтому в нашем разговоре применительно к информационной связи человека с Богом следует сказать, что это великая тайна лишь частично доступная человеческому разуму в форме вышеназванных факторов человеческого слова. Если же воспользоваться свидетельствами Боголюбцев из числа аскетов и других духовно чистых людей, то они воспринимали Волю Божию от «собственного духа», т. е. от Образа Божия в собственной душе, который через просветленное подобие Божие, чистоту сердца и смирение воли беспрепятственно воздействовал на мыслительную сферу Боголюбца, и тому уже не представляло труда передать полученные знания другим людям обычными средствами человеческого слова.

III. О положении дьявола и ангелов его в мире телесном и в мире тонком.

Поскольку падшие духи не обладают телом, то в мире телесном они стремятся вселиться в имеющиеся физические объекты, в том числе и в живые биологические тела, включая людей. Поскольку они состоят из очень тонкой материи, то в одного человека могут вселиться духи в великом множестве.

В тонком мире они занимают удаленное от Бога положение на границе тварного мира и тьмы кромешной. Стремясь подражать Богу, дьявол выстроил некую иерархию власти, где демоны под руководством своих князей объединены в мытарства со специализацией на ту или иную страсть. Соответственно они обладают способностями энергетического и информационного воздействия на плоть человеческую. Энергетическое воздействие как бы распаляет соматические рецепторы нервной системы, вызывает эмоциональные приливы и отливы, нервное беспокойство, нестабильность, чувственного состояния.

Информационное воздействие реализуется в форме дурных помыслов, которые являются основными способами воздействия духов тьмы на человека. В то время как энергетическое воздействие, как правило, осуществляется только по отношению к лицам, благосклонно принимающим греховные помыслы. Отсюда вывод: предшествует грехопадению человека дурное информационное воздействие. Исходя из этого вывода, можно более объективно оценить характер развернувшейся в нашей стране информационной войны, а также понять конечную цель организаторов этой кампании.

IV. О некоторых результатах информационной войны.

Известно, что любая война ставит задачами захват чужих территорий и ценностей на них находящихся, уничтожение противодействующих сил и средств, достижение морально-нравственного превосходства и максимальное ослабление вплоть до полного уничтожения противника. Однако на первый взгляд трудно поверить, что эти задачи могут решаться с помощью информационных средств. И, тем не менее, это так. Достаточно вспомнить, что за последние 10 лет в стране не осталось ни одного региона, где бы ни уменьшилось народонаселение. Что касается С Петербурга, то по данным Городского Гериатрического медико-социального центра к 2006 году население уменьшиться на 1 миллион, но количество людей старше 60 лет останется прежним. Это связано с резким уменьшением рождаемости, которая сейчас примерно в 3 раза меньше смертности с одной стороны. С другой стороны, продолжает возрастать относительная смертность среди молодежи, что своей первопричиной имеет информационное поражение, когда в условиях снижения морально-нравственных норм катастрофически падает уровень здравого смысла.

Безумие стало привычным состоянием для среднестатистического горожанина. Безумие, как ненормальное функционирование центральной нервной системы под воздействием одурманивающих веществ, запредельных от нормы воздействий на……….. органов чувств и медитационных воздействий через масс культуру и псевдо-религиозные и политические мистерии. Попробуем конкретизировать результаты этой войны, которую вполне корректно назвать геноцидом против государство образующего народа, посредством некоторой группировки людей по степени поражения.

1) поражение информационным воздействием вплоть до полного подчинения

их воли воле дьявола (страстям) — это люди в состоянии смертного

греха, духовно погибшие люди.

2) похожие на первых люди, но у которых еще остаются некоторые шансы

спастись от страстей по молитвам боголюбивых сродников и близких людей.

3) Беженцы из погрязшего в грехах и язычестве мира, стоящие у дверей православных церквей, но уже за церковной оградой, вокруг которой бегает «рыкающий лев» — дьявол. Эти люди еще не решили для себя: идти ли в Церковь Христову или попытаться обмануть дьявола и найти безопасное место вне Церкви.

И, естественно, есть люди, добровольно объявившими себя рабами Божьими, для которых вся информационная война не представляет опасности. Дело в том, что в сердце исполненное благодати Божией никак не могут поразить страсти, на это нет попущения Божия.

V. Русская Православная Церковь и ее союзники в информационной войне.

Острие информационной войны в России направлено на РПЦ, как цитадель государство образующего этноса, без взятия которой не может быть речи о победе в войне. Здесь особо актуальным является информационное поражение пастырей Церкви и священноначалия, чтобы внести раскол в ряды защитников православия.

Однако Бог поругаем, не бывает, и Церковь Христова будет стоять до скончания века. Но задача Церкви спасти максимально возможное число жителей страны. И здесь у РПЦ есть союзники, в том числе:

1) здоровая часть властных структур, заинтересованная иметь здоровых работоспособных граждан

2) люди здравого смысла, избежавшие информационного поражения по молитвам боголюбивых усопших сродников

3) много пострадавшие от страстей люди милостью Божией осознавшие опасность «козней бесовских» в информационной среде

4) юное поколение, информационное поражение которых блокировано милостью Божией по молитвам угодников Божиих — молитвенников за Россию.

Задачей богомольцев и пастырей Церкви является эффективное сотрудничество с союзниками в борьбе за национальные приоритеты против антинациональных сил, развязавших эту информационную вакханалию в Росси.

V. Принципиальная схема православного информационного воздействия.

Рассмотрим ее на примере Церковного Богослужения, когда из глубин каждого сердца молящихся от образа Божия в каждом православном сердце исходит молитва к Богу. Эти молитвенные сигналы соборно объединяются в единый молитвенный импульс, который поднимается вверх и через направленную на восток антенну — крест Христов на крыше Храма уходит к Господу. Любовь Божия (Благодать) в свою очередь приходит на тот же крест и от него изливается внутрь Храма на молящихся. При этом стены Храма являются как бы резонатором, преодолевающим внешние помехи вокруг молящихся.