Кто сочтет, сколько горя, крови и слез пролито нашими
детьми, матерями, женами, сестрами? Наркомания и алкоголизм – первопричина
многих бед нашего народа. Главные враги здорового, полноценного, трезвого
образа жизни – производители, продавцы и рекламщики алкоголя. Этому
трехголовому зеленому змеиному монстру противостоят трезвеннические дружины при
Русской Православной Церкви, которая является единственной силой всерьез
озабоченной духовнонравственным состоянием народа. С высоты православного
мировоззрения ясно видно, что алкоголизация нации не столько социальная
проблема, сколько беда настоящей и нарастающей бездуховности общества.

                Пьянство
– это болезнь души и только Тот, Кто вдохнул жизнь в человека – душеведец наш
Господь, в силах изгнать из души духов тьмы и демонов смерти. Бог спасает нас
не без нас. Только, когда исстрадавшийся человек поймет насколько пагубна
пьяная жизнь для него, его семьи и его народа, когда возгорится желанием
избавиться от дьявольского рабства и искренне покаявшись, обратится за помощью
к Христу, только тогда он обретет свободу, уверенность, здравие. 

          Клуб
«Бодрствование во имя святого мученика Вонифатия», созданный поборником
трезвости Владимиром Алексеевичем Михайловым и благословленный владыкой Иоанном
Снычевым уже двадцатый год вносит свою лепту в дело народной трезвости.
Объединению трезвенников, окормляемому батюшкой отцом Иоанном Мироновым,
благодетельствует Сергей Евгеньевич Васильев-ген директор завода АТИ. Цель
нашей деятельности в том, чтобы отводить людей от греховных пороков и приводить
в ограду Православной Церкви. В клубе мы менее говорим о вреде и беде пьянства,
которые видны на три аршина под землей, а более свидетельствуем о том, как
прекрасно и счастливо жить, освободившись с помощью Божьей от алкогольнотабачной
зависимости и ощущая промыслительное о себе попечение. В своей деятельности мы
руководствуемся богатым опытом ВА Михайлова.

                В этой
книжице дается значение некоторых употребляемых в нашей трезвеннической работе
слов. Не дерзая охватить все богатство содержания, которое вмещается в каждом
слове, надеюсь пробудить у читающего интерес и желание узнать больше о смыслах
данных понятий  в душеполезных книгах
духовных просветителей.

 

ТРЕЗВЕНИЕ –это слово как понятие
в современной нехристианской культуре не встречается, оттого что является
частью христианского мировоззрения. «Трезвитесь и бодрствуйте, потому что
противник ваш дьявол ходит, как рыкающий зверь, ища кого поглотить». (Петр 5:8)
Трезвиться и бодрствовать – значит постоянно наблюдать за собой и
контролировать свои мысли, чувства, намерения, слова, поступки. Трезвение – это
процесс духовно-нравственного совершенствования, на основе христианского
учения, направленный на достижение и сохранение физиологической, душевной и
духовной трезвости.

 

ТРЕЗВОСТЬ, по сути, есть
возвращение алкоголезависимого человека к тому нормальному естественному
состоянию, в котором он находился, когда его мать родила.

Физиологическая трезвость –
предполагает не употребление психоактивных веществ и свободу от их зависимости.
Душевная трезвость предусматривает недопустимость, доводить свой разум и
чувства до состояния опьянения разного рода страстями и пристрастиями к идеям,
наукам, кумирам, искусствам. Духовная трезвость есть непозволительность
доведения своего религиозного чувства до опьянения экзальтацией, унынием и
фанатизмом.

Трезвость – христианская
добродетель, поборяющая прежде всего грех пьянства.

 

ПЬЯНСТВО – частая тяга к
спиртному, еще не ставшая непреодолимой страстью, но ведущая к ней. Пьяница,
употребляя алкоголь, как анестезию для больной души, еще не до конца пропил
свою совесть, и пока в состоянии временами виниться и сожалеть о том, что
натворил в нетрезвом виде. У такого человека в тяжелые моменты возникает
желание избавиться от своего порока и тогда несчастный пытается найти то, что
могло бы помочь и того, кто бы мог ему помочь.

Вот что говорит о пьянстве
народная мудрость : « В стакане водки и богатырь тонет. Сколько пьяницей водки
выпито, столько родными слез пролито. Пьяному море по колено, а лужа по уши.
Пьянство – средство избавиться от ума, семьи, здоровья и денег».

Владимир Алексеевич Михайлов
неустанно повторял, что алкоголь порабощает человека сатане. Одержимый бесом
пьянства быстро становится бесноватым 
алкоголиком.

 

АЛКОГОЛИЗМ – патологическая
страсть к спиртосодержащим веществам.Систематическое их употребление имеет
следующие последствия:

а) абстинентные явления
(необходимость похмелиться);

б) провалы в памяти;

в) потеря способностей и всяких
иных интересов;

г) бесстыдство, бессовестность,
агрессивность.

  
Такие люди, погрязшие во грехе, на первой стадии алкоголизма становятся
активными пособниками бесов, на последней стадии происходит деградация личности
и полное подчинение демонам. Перефразируя одно из поучений духовных
наставников, можно сказать, что алкоголик подобен псу, который лижет пилу и не
осознает причиняемого себе вреда, пьянея от вкуса собственной крови.

Нет ни одного органа тела, ни
одной сферы души, ни одной области проявления человеческой жизни, которая не
испытывала бы пагубное действие алкоголя.

 

АЛКОГОЛЬ – психоактивное вещество
на основе спирта, вызывающее зависимость и поражающее тело и душу человека.
Спиртные напитки привлекают тем, что первые опыты их употребления вызывают
приподнятое настроение, потом возникает кажущееся обострение восприятия
окружающего и эйфория. Дальнейшее увеличение доз и частоты принятия алкоголя
приводит к тормозной фазе, все начинает восприниматься в искаженном виде и
побуждает к агрессии и противоправным поступкам. Всем хорошо известны ужасающие
факты преступлений, несчастных случаев, самоубийств в состоянии опьянения.

Из высказываний В. А. Михайлова:
«Алкоголь сначала ввергает в грязь совесть, потом лишает способностей и
задатков, далее разжижает мозг, спутывает нервную систему и отнимает здоровье».
«Алкоголь – это наркотик, бьющий одновременно в голову, в пах , в печень и тут
же вышибающий сознание».

 

СОЗНАНИЕ – психические
(мыслительные, эмоциональные, волевые) процессы, отражающие в представлениях и
понятиях действительность, и направленные на удовлетворение своих потребностей.
Для ясного понимания себя и всего окружающего должно, прежде всего, иметь
ясность сознания. Питейная запрограммированность ложными установками под
действием мифов, традиций, рекламы является искажением его. Все способы изменения
сознания (алкоголь одно из таких одурманивающих средств) это не что иное,как
приглашение к посещению инфернального мира. Не замутненное, не затуманенное
мироощущение является барьером от мира падших духов. Сознание верующего
человека, устремленного не на соблазны мира сего, а на исполнение Воли Божьей,
защищено от всяких программирований и манипуляций. Самые лёгкие и доступные
способы угнетения сознания вызываются употреблением пива и табака.

 

ПИВО И ТАБАК. Многие соглашаются
в том, что пьянство и алкоголизм – зло, тем не менее, считают, что употребление
пива к зависимости не приводит. Такой взгляд от лукавого. Как правило,
состоявшиеся алкоголики и наркоманы начинали «ловить свой кайф» с пивка. На
основании печального опыта врачи наркологи фиксируют, что любители пенного
напитка, выпивая его более литра в день становится зависимым от него и не могут
удовлетворить жажду более ничем другим. От пива в крови образуется переизбыток
женских половых гормонов. У парней расширяется таз, и увеличиваются грудные железы.
Девушки становятся излишне возбужденными и раздражительными. Поэтому так много
можно видеть женоподобных мужчин и мужеподобных женщин.

Если пьянство – добровольное
сумасшествие, то курение – добровольное самоистязание, табак- вид легкого
наркотика, наркотические симптомы которого развиваются замедленно, однако
быстро приводят к зависимости,ухудшению здоровья, несвободе.

 

СВОБОДА. Из способности
действовать в соответствии со своими принципами, интересами, целями; из
возможности осуществлять выбор; из независимости от принуждения и произвола
состоит наша внешняя свобода. Но если истинное содержание человека в его
внутреннем мире, то настоящая свобода высшего порядка завоевывается в победе
над собой , над своими страстями и страхами.

«Дух Господень на мне; ибо Он
помазал Меня благовествовать нищим и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем,
проповедовать пленным освобождение, слепым – прозрение, отпустить измученных на
свободу». (Лук 4:18). Об этой внутренней духовной свободе и говорит Христос,
освобождающий человека от страхов смерти, потерь, скорбей, страданий.

В какой степени человек с помощью
Божьей освобождается от рабства пороков, принуждения страстей и произвола
искушений, в такой степени он обретает настоящую свободу и спокойствие совести.

 

СОВЕСТЬ. В современном понятии-
это  чувство ответственности перед людьми
за свои поступки и оценка их с позиций добра и зла в том понимании, какое
каждый выбрал для себя. В церковнославянском словаре, где сохраняются первоначальные
значения русских слов находим: «Совесть – глас Божий в душе, указующий
относительно того, что должно и не должно делать христианину».

В этом слове со – приставка
присоединения, весть – основа, означающая ведать, знать. Все ведает и знает
только Господь. Тогда получается совесть – это присоединение к тому, что ведает
и велит Бог. Христианская совесть –  не
столько страх осрамиться перед людьми, сколько страх постыдить себя пред Богом.

Совесть в человеке выражается
в  сострадании к ближнему, стыде ко греху
и чувстве справедливости, когда наказывается зло и вознаграждается добро.

 

ДОБРО. В обыденном понимании
добром считается то, что способствует жизни и одобряется обществом. За благо
также принимают то, что кажется приятным человеку. Однако разные сообщества
имеют разные ценности, цели и общественные морали, а приятно может быть и
лихоимцу, и блуднику, и разбойнику, когда они содеют свое грязное дело.
Настоящее добро приносит плоды добрые: любовь, мир, справедливость, красоту.
Трезвость – добро, но является лишь средством ко спасению души. Все благо в
мире от Бога, и то, что ведет к Богу – добро есть. Иоанн Златоуст поучает: «Как
пища дает жизнь телу, так добрые дела дают жизнь душе».

 

ДУША – внутренний мир человека,
его истинная сущность. Если тело представить формой, то душа становится
содержанием. Душа соткана из духовной нематериальной субстанции и проявляется в
наших мыслях, чувствах, воле, совести. Она может ниспадать до прихотей плоти
(опрощаться), а может возноситься к духу (одухотворяться). Потому мы говорим:
низменная или возвышенная душа. От опрощенной одухотворенная душа отличается
тем, что в ней присутствует Образ Божий, то есть отображение божественного в
человеке, и тогда, познавая свою душу, мы познаем Бога. Опустошенность
низменной души умертвляет ее, как обескровленность умертвляет тело.

Чем более человек втягивается в
пьянство, тем более он теряет свои душевные качества и даже свой человеческий
облик. Пьяница невоздержан, гневлив, похотлив, лжив, но в свое оправдание
приводит множество причин.

 

ПРИЧИНЫ ПЬЯНСТВА. Самоотверженный
ревнитель трезвого образа жизни Геннадий Андреевич Шичко силой убеждения и
своего авторитета вызволял выпивох от удушающих объятий зеленого и серого
(табачного) змия. Главную причину алкоголизации народа он видел в
психологической запрограммированности сознания человека на употребление
спиртосодержащих веществ. Скрытой пропагандой и рекламой, закрепившимися
традициями и всевозможными мифами о том, что вино и водка веселит, снимает
стресс, способствует общению, помогает от простуды, безвредна в умеренных
дозах, нам внушают положительные установки на алкоголь. Потому и поднимают
бокалы «за здравие, за успех, для разговору, в праздник, за знакомство, с
устатку, с горя, для веселья». Застолья начинаются с дурачеств, хохота,
болтовни, а кончаются скандалами, драками, преступлениями.

Ученик и последователь Шичко
Владимир Алексеевич Михайлов эти лжеустановки называл бесовской ложью. Прежде
всего, лукавый вводит в обман людей безвольных, беспринципных, увлекающихся,
душевно опустошенных, а легче всего он овладевает душами людей
бездуховных.Главная причина пьянства поэтому видится в отсутствии духовности.

 

ДУХОВНОСТЬ – это понятие относят
к морали, нравственности, искусству и рассматривают как преобладание
нравственных ценностей над материальными запросами. В изначальном, истинном
понимании духовное – это то, что приближает человека к
Подобию Божию. Если Образ Божий это проявление лучших душевных качеств –
доброты, искренности, честности, терпимости, то Подобие Божие – это отражение
Бога в человеке. «Бог есть любовь и прибывающий в любви пребывает в Боге и Бог
в нем». (1 Иоанна 4:16) Значит, чем более 
наше сердце наполненно любовью, тем более одухотворена душа.
Бездуховность есть отсутствие любви, жизнь без Богоприсутствия. Митрополит
Иоанн Снычев в своей книге «Одоление смуты» пишет:«Душевное – понятие
нравственное, духовное – религиозное. Дух, согласно учению церкви, есть та
сила, которую вдохнул Творец в человека, завершая сотворение его. Дух есть
искра Богоподобия, горящая в душе человеческой, возвышая ее безмерно надо
всякой земной тварью. Живая совесть – вот первое осязательное проявление
духовной жизни».

 

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ — это время  посвященное Богу и протекающее в трудах
поста, молитвы, богослужений. В идеале вся жизнь христианина должна быть
посвящена Господу, но мы ведь не в монастыре находимся, а в миру, поэтому
приходится заботиться о хлебе насущном, семье, работе и многом другом.
Сосуществование жизни духовной с жизнью мирской – острая и сложная проблема
многих верующих, и потому Святые Отцы поучают нас как не отклоняться от
памятования Бога. «Любое дело начинай с «Господи, благослови» и заканчивай –
«Слава тебе, Боже». «Случилось, что хорошего – благословляй Господа и хорошее
приумножится, случилось ли плохое – благословляй Господа и плохое прекратится».
«Как дельфины живут в море, а дышат воздухом, так христиане, живут в этом мире,
а дышат духовностью». «Духовная жизнь начинается с покаяния».

 

ПОКАЯНИЕ – не публичное
самобичевание, а то, с чего начинается обращение к Богу. Покаяться, значит
усовеститься, осознать свою греховность и немощь в борьбе с пороками и,
обратившись за помощью к Спасителю, начать труд по очищению души от
нравственных нечистот. В переводе с греческого покаяние переводится как
перемена ума. Пример покаяния Христос дал нам в притче о блудном сыне. Первые
слова Сына Божия, вышедшего на служение к людям, так и звучали: «Покайтесь и
веруйте в Евангелие». (Мрк. 1:15). Святой Серафим Вырицкий поучает: «Молитва
покаяния есть лучшее средство единения духа человеческого с Духом Божиим. В то
же время она истребляет всякий грех».

При искреннем покаянии может быть
прощен любой грех, кроме хулы на Духа Святого и самоубийства. Умершие от
алкогольного и наркотического угара – те же самоубийцы, их даже в церкви не
поминают.

Покаяние считается действенным,
если заблудший во грехах возвращается в лоно Православной Церкви и начинает
воцерковляться.

 

ВОЦЕКОВЛЕНИЕ – это путь
постоянного, последовательного, постепенного духовного самоусовершенствования.
Воцерковляться значит с помощью Божей взбираться по духовной лествице, то есть,
отрезвляться, молиться,поститься,укреплять дух и созидать мир души. По сути,
воцерковление – это приобщение к 
церковной жизни .

 

ЦЕРКОВЬ. Люди в единстве духа и
благодати, не только живущие, но и праведные, ушедшие в мир иной, составляют
Христову Небесную Церковь,созданную Спасителем. « Ибо где двое или трое собраны
во имя Моё,там Я посреди них».(Мтф 18,20)

 Русская Православная Церковь исторически
составилась как религиозная организация верующих во Христа. Она руководит,
направляет и научает вероучительным истинам. Святые Отцы учат: «В храм надо
входить благоговейно, словно являясь на Страшный Суд». «Кому Церковь не мать,
тому Бог не Отец».  

Службы в храмах проводят
священники, которым при рукоположении дается дар пастырства и право освобождать
кающегося от греховного бремени на таинстве исповеди. Священник является
проводником совершаемых в Церкви Святым Духом таинств и должен являть собой
пример служения, смирения, нестяжания. Однако, как все несовершенно в нашем
грешном мире. Церковь земная-не сообщество праведников, а толпа кающихся
грешников. Тем не менее, то доброе, что совершается в Церкви намного превышает
несовершенство ее пастырей и пасомых.

В наше апостасийное время Церковь
Православная стала последним убежищем русского человека, любящего свою Россию.

 

РОССИЯ – это, прежде всего
русский народ, который создал, отстоял, сохранил любимую родину и взял под свою
защиту многие другие народности.

В нынешние апостасийные времена
наступающие темные силы порабощают Россию, растлевая и истребляя ее
государствообразующий народ. Этому во многом способствует алкоголизм и
наркомания. Разве трезвый народ сдался бы оккупантам; разве позволил бы
превратить себя в потребителей, электорат, налогоплательщиков; разве допустил
бы поругание и ограбление родины, как это сделали россияне? Нет! Оставшиеся
русскими сплотились у бастионов православной церкви и продолжают вести духовную
брань с силами зла. Русский – это православный,который сохраняет свое
национальное самосознание,выражающееся в русском характере, родном
языке,великой культуре, истории ,памяти предков.

Богоизбранность России и ее
народа замечательно выразил Федор Михайлович Достоевский: «Главнейшее
предъизбранное назначение народа русского в судьбах всего человечества состоит
в том, чтобы сохранять у себя Божий Образ Христа во всей чистоте, и когда
придет время – явить этот Образ миру, потерявшему пути свои».  Жертвы, принесенные русскими мучениками за
веру подтверждают эти слова и свидетельствуют о правоте православия.

 

ПРАВОСЛАВИЕ – это вера Христу,
освященная любовью к Богу, миру и человеку. Православная вера дает уверенность
в жизни, цель и смысл жизни, объясняет, как различить добро и зло, как
избавляться от страхов и одиночества, связывает семью, укрепляет здоровье,
врачует страдания, утешает скорби, помогает преодолевать пороки. Разве этого
мало для счастья? Православие – самая возвышенная, самая человеколюбивая и
жизнеутверждающая религия, потому что учит относиться к человеку, как к Образу
Божию, дарует надежду на безсмертие, научает тому, как в этом
несвободном,суматошном,лживом мире бороться за свободу от рабства греха.

 

ГРЕХ. В переводе с греческого
означает: промах, непопадание в цель. Все, что ставит преграду между Богом и
человеком – грех. В самом себе он несет наказание для грешника, потому что
является причиной бед, болезней и смертей. Пьянство приводит к циррозу печени,
язве, импотенции и т. д.; табак – к болезни сосудов, сердца и т. д.; обжорство
– к гипертонии, ожирению и т. д. Человеческая природа, не обузданная верой,
порождает безмерный эгоизм, гордыню-корень всех грехов . От этого
чертополошного корня произрастают зависть, сребролюбие, славолюбие,
властолюбие, сластолюбие, имя им – легион.

Церковные наставники учат, как
нам бороться с грехом. «Легче всего силой воли попытаться прогнать дурной
помысел. Если же не смог, то молитвой надо прогонять желание. Если все же
согрешил, то надо бежать в церковь каяться. Кто плохо кается, тому остается с
молитвой терпеть приходящие скорби».

Нераскаянные грехи – раны души.
Как дурная наследственность, они передаются потомкам, вызывая у них склонности
к насилию, разврату, пьянству. Как черты лица наследуем мы от предков,так и их
пристрастия ,наклонности и пороки. Вот почему, мало зная о жизни своих
прародителей, надо приносить за них покаянные молитвы.

 Всякому пороку сопутствуют множество других.
Так за пьянством, как звенья одной цепи, следуют гнев, блуд, обман,
сквернословие…

 

СКВЕРНОСЛОВИЕ. Матерщина является
языком общения с демонами, поэтому  грех
словоблудия на мытарствах падшими духами предъявляется отошедшей душе самым
первым. Ругаясь,человек оплевывает все вокруг себя и сеет скверну, оскверняя
свои уста и уши окружающих. А ведь сказано: «От слов своих оправдаешся и от
слов своих осудишся». (Мтф. 12:37)

Высшее проявление слова – в
молитве, низшее – в брани, потому апостол научает: «Никакое гнилое слово да не
исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере». (Ефес. 4:29)
Архимандрид Рафаил в своей книге «Тайны спасения» пишет: «Не безобидны, как принято
считать и такие поносные слова как дурак, подлец, паршивец и т. д. Дурак –
значит буйный, немирный. Обзывать так человека, следовательно, желать ему:
«Будь ты лишенным мира в этой и будущей жизни». Подлец означает: низкий,
находящийся под ногами. Это образ демона – змия, который подлез и соблазнил Еву
в раю. Паршивцем называли заболевшего заразной паршой и изгоняли его от себя.
Обзывая так, желают человеку быть покинутым всеми, изгнанным из стада
Христова».

Слова оскорбления несут в себе
зло.

 

ЗЛО. В мирском понимании это все
негативное, вредное, причиняющее страдания: болезни, голод, боль, смерть. В
духовном понимании зло – отсутствие добра, как тьма – отсутствие света..

«Почему же ваш Всеблагий Бог
допускает зло?» – задают «мудрствующие философы» свой «роковой» вопрос. Святые
Отцы отвечают, что зло – это грех, отрицание Божьих
заповедей.Предрасположенность ко грехам люди унаследовали от Адама, который,
проявив непослушание, нарушил запрет Творца. После адамова грехопадения смысл
существования зла остался в том, чтобы дать возможность человеку избыть грех в
себе, реализовывая данную ему свободу воли в выборе: поступать по Слову Божьему
или против. Господь не мог лишить свое лучшее создание этой свободы, потому что
проявил бы тем нелюбовь к нему. Свобода не существует без любви, как и любовь
без свободы. Нельзя заставить насильно полюбить себя. Дарованная человеку
свобода самостоятельного выбора добра или зла есть свидетельство любви Творца к
своему творению.

Духовные наставники поучают :
«Чтобы исправить окружающее зло, надо прежде исправить его в себе самом. На это
и призывает Господь каждого из нас. Однако человеку самому не справиться даже с
мелким бесом, потому сказано: «Без Меня не можете делать ничего». (Ин. 15:5)
«Сей же род изгоняется только молитвой и постом». (Мтф. 17:21)

 

МОЛИТВА. Из поучений духовных
наставников: «Много дел благих, которые требуются от христианина, но дело
молитвы должно быть прежде всех дел, потому как без нее не может свершиться
никакое другое благое дело». «Молитва – это труд добывания огня, и возгорание
его – исполнение просимого». «На молитве стой, как на Суде Божьем, устремив
взгляд на уста Господа, из которых готово изойти последнее тебе решение». «Как
пища насыщает тело, так молитва насыщает душу».

«Просите, и дано будет вам; ищите
и найдете; стучите, и отворят вам». (Мтф. 7:7) – говорит Господь, призывая к
настойчивости в духовном делании, особенно в молитве. Мы же часто просим у Отца
Небесного того, чего нам хочется.Подается же то, что нужно для спасения нашего,
ибо сами мы думаем о жизни земной, а Господь думает о нас в жизни вечной.
Просящие чего-нибудь у Бога не получают просимого либо потому, что просят
прежде времени, либо потому, что просят выше меры и не того, что нужно, либо
для того, чтобы они не возгордились, получив просимое. Вот духовники и советуют
нам оканчивать свои просьбы словами: «Но обаче не как я хочу, а как Ты,
Господи.Да будет во всём Воля Твоя».

Все дается нам по вере нашей. В
борьбе с недугом пьянства мы молимся Спасу нашему Иисусу Христу, Богоматери у
ее иконы «Неупиваемая Чаша»,  святому
мученику Вонифатию, Иоанну Предтече. 11 сентября ,в день памяти Иоанна
Крестителя, трезвящиеся во Христе отмечают как праздник трезвости и держат
пост.

ПОСТ – самое благодатное время,
чтобы начать борьбу с бесами пьянства, курения, игромании, наркомании и т. д.
Пост – это время сугубых духовный усилий, когда надо больше молиться, чаще,
ходить в церковь (всякое богослужение есть соборная молитва), отказываться от
удовольствий и развлечений, воздерживаться в скоромной пище. Трезвение – это
тоже соблюдение поста на употребление алкоголя, особый контроль над своими
мыслями, чувствами, намерениями, словами, поступками. Из поучений: «Смысл поста
в том, чтобы удержать плоть от сытости, ум от соблазнов, душу от искушений, ибо
в умалении телесного и душевного в человеке возрастает духовное». «Мы постимся,
чтобы испытать голод, возжаждав пищи и побороть его, возжаждав Бога».

Подвижники благочестия
предупреждают, что пост – это разумное самоограничение и не следует брать на себя
аскетических подвигов выше сил. Пост установлен изначально, когда Адаму было,
запрещено есть плоды с Древа познания. Великий пост установлен в уподоблении
сорокадневного пощения Христа в пустыне во искупления адамова грехопадения.                   

Постом и молитвой мы ведем с
лукавыми искусителями духовную брань. Пост и молитва – пробный камень нашей
веры.

 

ВЕРА – живое осознание того, что
Бог слышал нас, заботится о нас, любит каждого из нас так, как будто он был бы
у него единственным. Этим можно было бы определить веру православную, но одно
дело вера, другое – веренье. Неверующих ни во что людей нет, ибо все разумные
поступки определяются убеждениями и целями, основанными на вере. У самоверов
есть веренье в себя, в свои силы, в свой талант, у суеверов (от слова суетное
веренье) есть веренье в разные идеи, в кумиров, фетиши, звезды, судьбу. Кому
веришь, тому поклоняешься и тому уподобляешься, а какова вера такова и судьба.

Для православных христиан высшая
истина, величайшее добро, непревзойденная красота – Иисус Христос наш Путь,
Истина, Жизнь. Приняв истину во Христе, следуя путем Христовых заповедей , мы
обретаем христианскую жизнь . Православно верующие, исповедуя свою веру, живут
ею.Для неверующих само их безверие уже достаточное наказание, ибо они
несчастны, без части Христа в сердце. Жаль их, без Бога Отца и Матери Церкви
они сироты.Увы и нам,которые называют себя православными,а по сути маловеры. По
настоящему верить значит гореть сердцем,стойко стоять в истине и следовать за  Спасителем. «Вера есть осуществление
ожидаемого и уверенность в невидимом». (Евр. 11:1), то есть воплощение наших
упований и надежд.

 

НАДЕЖДА. Нет веры без надежды и
любви, как нет надежды без любви и веры, как нет любви без веры и надежды.

Более всего православный христианин
помышляет о своем спасении от грехов для жизни вечной и более всего надеется не
на дела свои добрые, а на милость Спасителя, ибо и дела добрые он творит по
милости Божьей. Надежда – спасительный маяк в мирской стихии уныния и отчаяния.

В послании апостола нам
предречено, что в Царствии Небесном вера станет видением, надежда обладанием,
но никогда не пройдет любовь.

 

ЛЮБОВЬ. Как только ни извращают
это понятие, чего только ни называют этим святым словом, но Бог и Любовь
поругаемы, не бывают. Христианская любовь – это жертва и готовность к жертве.
Именно жертвенной любовью человек уподобляется Богу, взошедшему на крест ради
любви к человеку. Главная заповедь Христа, которой подчиняются остальные
заповеди, гласит: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею
твоею, и всей крепостью твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как
самого себя». (Лук.10:27) Насколько мы соблюдаем Его слово, насколько вверяем
Ему свое сердце настолько любим Господа и в состоянии ощущать промыслительную к
нам Любовь. Любить  ближнего, значит,
поступать с ним так, как хочешь, чтоб поступали с тобой. Любовь к себе
естественна по природе человеческой. С христианской точки зрения любить себя
значит соблюдать здоровый образ жизни: не пить, не курить, не обжираться. Ефрем
Сирин советует: «Любовь к себе должно приносить в жертву любви к ближнему, а
любовь к ближнему и к себе должно приносить в жертву любви к Богу».

Любить врага не значит обниматься
и брататься с ним, достаточно не отвечать ему злом на зло, не питать к нему
ненависти, не мстить, а молиться, за него, чтоб Господь вразумил. В некоторых
случаях пресечение враждебных действий будет проявлением любви к врагу, ибо тем
самым не дается ему совершить еще более тяжкий грех. Вступая в решительную  борьбу с врагом православия, богохульником,
оккупантом отечества, мы берем на себя меньший грех во избежание торжества зла.
В своей книге «Противление злу» Иван Ильин так представляет последовательность
борьбы с агрессивным недругом: «Сначала осуждение, протест, потом обличение,
требование, далее праведный гнев, разрыв, бойкот и наконец, физическое
побуждение».Главный принцип оценивающий все движения жизни христианина: «Способствует
ли это исполнению главной заповеди Христа»,ибо любовь есть правило к исполнению
всех правил.        

«Любящему Бога… все содействует
ко благу» (Рим. 8:28), тем он и счастлив.

 

СЧАСТЬЕ по словарю русского языка
– состояние, соответствующее удовлетворенности полнотой и осмысленностью своей
жизни. Сумма радостей составляет счастье. В словаре церковнославянского языка
человек счастлив означает,что он с частью Христа в сердце. Само слово говорит
за себя: с — приставка, часть – корень. Причастие – слово того же корня и
смысла.Во время Евхаристии, приняв в себя частицу Плоти и Крови Христовой при
таинстве причащения, мы становимся, причастны Благодати Божьей. «Ядущий Мою
Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нём».(Ин 6,56) Для христианина
это и есть наивысшая радость.

 

РАДОСТЬ. Есть радости связанные с
приобретением новой вещи, с повышением зарплаты, с наступающим
отпуском,праздником и тому подобное. Есть отрады душевные: любить и быть
любимым, наслаждаться красотой и творить ее, переживать высокое искусство,
созерцать чудеса природы, познавать новое, общаться с детьми, но существуют и
радости высшего порядка. Христос заповедовал нам: «…да радость Моя в вас
пребудет, и радость ваша будет совершенна». (Ин. 15:11) Такой совершенной духовной
радостью наполнена жизнь благочестивого христианина. Как же ему не радоваться:
исповедался – снял с души тяжесть, причастился – с Богом соединился, попостился
– духом окреп, помолился- с Господом поговорил.

Пустых потех  бездумных увеселений и того,что сопровождается
возлияниями,нам советуют сторониться. «Дурные сообщества развращают добрые
нравы» и не только отбирают время на Богообщение ,но и губят всё лучшее в душе.
Боголюбцы, для которых духовная радость становится состоянием души сподобляются
блаженства Благодати.

 

БЛАГОДАТЬ для православного это
то, что в миру называют счастьем. Благодать – проявление Божьей любви к
человеку, посещение Богом его души, самое желанное и сильнодействующее ощущение
из всех, которые можно испытать. Тот, кого хотя бы раз краем коснулась
Благодать Божья, уже не станет искать ничего другого, как только ее.Чаще
всего  Любовь Божья нисходит на смиренных
и чистых сердцем. Этот благой дар Духа Святого посылается крещеному, дабы
укрепить его перед тяжелыми испытаниями или чтоб придать сил к предстоящему
подвигу. Некоторым новоначальным, по милости Божьей посылается, озаряющая душу
и просвещающая ум ,так называемая призывающая Благодать.Посылается как зов
присоединиться своей волей к Воле Божественной и принять силу на исполнение заповедей.
Кто сколько может вместить в себя принимают Господню Благодать в церковных
таинствах.

 

ТАИНСТВА – священные действия,
через которые тайным, нам не постижимым образом действует на человека
Благодать. Богоучрежденных таинств, сохраняемых в православной церкви – семь.

Смысл таинства Евхаристии -в
благодарении за крестную жертву Христа. При таинстве Крещения человек
принимается в лоно православной церкви и непостижимым образом  происходит посев в его душе семени духовной
жизни . С миропомазанием на крещаемого нисходит Святой Дух. При елеосвящении
исповедуются забытые грехи, и дается облегчение от болезней. При покаянии
снимается тяжесть грехов и душа, приуготовляясь к принятию причастия,
облегчается. В таинстве Рукоположения происходит посвящение в духовное
пастырство. В таинстве Венчания два любящих сердца свидетельствуют пред Богом
свой брачный союз , испрашивая высших благословений на рождение детей и
создание семьи.

 

СЕМЬЯ не столько ячейка общества,
сколько ячейка духовности и школа любви. Растение произрастает из семени,
человек как индивидуальность, научаясь всему тому, что видит в своем дому,
выращивается в семье.

Враг рода человеческого, не сумев
разбить крепость церкви Христовой, всячески разрушает малые церкви – семьи.
Если разваливаются сотовые ячейки – гибнет улей, с развалом семей гибнет народ.
Наибольшая разрушительная сила – наркомания, пьянство, блуд. Современный
масскульт, потребительский образ жизни, рыночные отношения между людьми также
вносят в это немалый вклад. Человеку, озабоченному прежде всего карьерой,
добычей денег, развлечениями, семья кажется обузой, а сожительство –
необременительным использованием друг друга для удовольствий. Вот и получается,
что женщина, главное предназначение которой быть матерью и хранительницей домашнего
очага, занимается мужскими делами, а муж,должный быть защитником и кормильцем,
становится сибаритом и блудодеем. Если у таких родителей появляется ребенок, то
чаще всего сначала к нему относятся как к милой игрушке, а потом предоставляют
на воспитание телевизору или улице. В школе ему втискивают знания чего угодно
только не учат уважению, трудолюбию, состраданию, вот и вырастает потомство
духовно-нравственных инвалидов, не желающих обременять себя семейной
ответственностью, потребителей удовольствий не помнящих своего родства.

Смысл семейной жизни, с
христианской точки зрения, в том, чтобы исполнять свой долг, нести тяготы друг
друга, поддерживать между собой  любовь,
вместе спасать свои души. Из семей складывается род, из родов составляется
этнос, из этносов народ со своей историей, культурой, самобытным
мировоззрением.

 

МИРОВОЗЗРЕНИЕ – это совокупность
взглядов на мир, общество и  человека,
определяющий направление его деятельности.

Суть любого мировоззрения
складывается из ответов на следующие вопросы:

1)       Что
представляет собой первичная реальность?

2)       Какова
сущность внешней по отношению к нам реальности?

3) Что такое человек?

4) Что происходит в момент
смерти?

5) Насколько возможно познание
мира?

6) Каким образом мы узнаем, что
правильно и что не правильно?

7) В чем смысл истории?

Христианское миропонимание
примерно так отвечает на эти вопросы:

1)       Первичная
реальность, начало и конец всего сущего – Всесильный, Всеведущий, Всеблагий,
Всеправедный, Вездесущий Бог. Бог трансцендентален (не доступен рациональному
опыту и рассудку), трехъипостасен (Отец, Сын, Святой Дух), личностен
(обладающий самосознанием).

2)       Вселенная,
сотворенная Богом, живет и развивается по установленным законам, но Управляющий
Миром может менять их. 

3)       Человек
– венец творения, созданный по Образу Божию, то есть сроднее с Богом существо,
наделенное разумом, чувством, волей, совестью, свободой, способностью к
познанию и творчеству в определенных пределах.

4)       Смерть
– не конец существования, а переход безсмертной человеческой души в иной мир,
где после Страшного Суда окончательно определяется ее дальнейшее состояние:
находиться в Обителях Божьих или вне их. 

5)       Люди,
насколько им дано, могут постигать мир и самого Бога, открывающего себя в
Богодухновенном Священном Писании. Вершина Божьего откровения – Иисус Христос,
сошедший на землю для того, чтобы восстановить утраченную связь человека с
Богом и вернуть, потерянное с адамовым грехопадением безсмертие.

6)       Добро
то, что находит свое подтверждение в заповедях Христовых.

7)       История
представляет собой исполненное смысла линейное развитие последовательности
событий, ведущих к исполнению Божьего замысла о человеке.

Принципы христианского
мировоззрения наиболее полно вобрало и воплотило в себе Православие. Оно
формирует наш образ жизни, в основе которого лежит понимание смысла жизни.

 

СМЫСЛ ЖИЗНИ. Сакральный ответ на
вопрос: «Зачем я живу?», — определяет осмысленность, одухотворенность и
полноценность жизни. Тот, кто отмахивается, оставляя этот вопрос без ответа, в
конце концов, впадает в уныние или отчаяние. Отсюда частые в наше время
самоубийства, депрессии, запои. Пытаясь успокоить, психологи советуют
определять смысл жизни в реализации своих способностей, в самоутверждении себя
в обществе, в постановке для себя реалистичных целей. Но может ли это удовлетворить
необоримое стремление души человеческой к непреходящему, вечному, к тому, ради
чего готов умереть?

Отдать жизнь за Христа, дано
избранным – святым мученикам, нам бы – званным, хотя бы умереть с Христом в
сердце. «Я есмь путь и истина, и жизнь». (Ин. 14:6) – провозглашает Искупитель.
Значит наш путь со Христом, истина во Христе, жизнь за Христа. Христианином
может называться тот, кому нужен Христос как пища, вода и воздух; для кого
Спаситель и спасение стали смыслом жизни и смерти. Потому нам сказано: «Наипаче
ищите Царствия Божия». (Лук. 12:31) «Ибо Царствие Божие не пища и питие, но
праведность и мир, и радость во Святом Духе». (Рим. 14:17) «Царствие Божие
внутри вас есть». (Лук. 17:21)

Одна из христианских добродетелей
– целомудрие, то есть мудрая цель. Это когда мысли, чувства, слова и дела
устремляются к одному – спасению души от греха для Царствия Божия, как
заповедано нам Христом. Человек и рождается для того, чтобы пройти свой
извилистый, зыбкий жизненный путь и выйти к Богу. « Господь хочет, чтоб все
спаслись и в разум истины пришли» (1 Тим 2,4), но как прискорбно видеть Ему
множество неприкаянных душ, блуждающих в сумерках последних времен.

 

ПОСЛЕДНИЕ ВРЕМЕНА. В книге
Священного Писания «Откровение» символически открывается нам судьба мира
(судьба – Суд Божий). Предначертанный апокалипсис неумолимо придвигается к
нашим временам. « Но Сын Человеческий пришед найдёт ли веру на земле?». «И по
причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь». (Мтф. 24:12) Воочию
все более умаляется вера и охладевает любовь к Богу, природе, человеку.
Объявлена постхристианская (антихристианская) эпоха постиндустриальной
цивилизации, в которой место Бога занимает золотой телец. Чахнет истощенная,
поруганная мать – природа, вскормившая человечество. Все воюют против всех за
прибыль на уничтожение. И во время оно «хитрость и клевета честью венчались,
лихоимцы управляли градами, ложь превозносилась и истина оставляла землю», но
нынешнее зло страшнее, оно узаконивается и на все ставит свой ценник: на землю,
на человека, на законы, на власть. Все теперь определяют деньги, добро и зло
оценивается прибылью. Нынешний финансовый кризис также оценен, как этап на пути
к глобализации – процессу создания всемирного государства .Это давнишняя
массонская идея, воплощаемая для восшествия 
антихриста,всё явственнее реализуется.

Христиане знают, что перед концом
света они подвергнутся таким лютым гонением, каких еще не бывало в истории.
Столько будет умученных до смерти, что ангелы не смогут успевать возносить их
души на небо. Зная это, христиане все же идут в храмы, приводят туда своих
детей и с ними поют: «Христос воскрес из мертвых…» Не за эту ли решимость
Господь еще терпит наши грехи?
Не потому ли Бог еще не отвернулся от нас, что молятся за грешников праведники
и взывают: «Не отчаивайтесь,не живите последними временами, а радуйтесь в
покаянии и живите воскрешением Христовым – Пасхой!»

 

     ПАСХА – Светлое Христово
Воскресение,главный православный праздник, торжество освобождения от неволи
темных сил и власти смерти.

«Всегда радуйтесь, непрестанно
молитесь, за все благодарите: ибо такова о вас воля Божья во Христе Иисусе». (1
Фес. 5:16, 18) Как же нам не радоваться, если с нами Бог; как не молиться о
Божьем попечении; как не благодарить за все милости к нам? Своей крестной жертвой Спаситель
открыл нам Царствие Небесное. «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не
приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его». (1 Кор. 2:9) Почему же так скудны и неясны наши
представления о посмертном существовании?

В своей книге «Дух, душа, тело»
святой Войко Яснецкий говорит, что познавая своим ограниченным разумом,
оценивая все земными мерками, человек не в состоянии представить тот духовный
мир, где нет времени, зла, страдания, где можно общаться с душами отошедших в
иной мир. Человек имеет два зрения: он может видеть глазами, а может зреть
духовными очами. Чем большая часть жизни посвящается земным заботам, тем меньше
ощущается духовное. Вот почему христианские аскеты, отрешаясь от земных
привязанностей, уходили в затвор, в отшельничество, налагали на себя обеты
молчания, постничества, юродства. Живя молитвой и памятованием Бога, изнуряя
свою плоть, они обретали духовное зрение. Некоторые из духовидцев были способны
даже заглянуть в инакобытие. Они поведали нам, что рай – это эдемский сад, где
можно лицезреть святых и жить Благодатью; ад – место лишенное света, где
грешники мучаются оттого, что не могут удовлетворить оставшиеся с ними страсти.

«Собирая себе блага земные или
сокровища духовные, каждый сам строит себе в душе ад или рай», —
свидетельствуют видящие духовное и показующие нам святое.

 

СВЯТОЕ от слова свет.
Принадлежащее или причастное Богу – свято, это православные храмы и монастыри,
принадлежности богослужения, иконы, мощи святых, целебные источники, поклонные
кресты. Некоторых боголюбцев Всевышний прославил тем, что еще при жизни на
земле они ревностно служили Ему и помогали людям молитвами, советами,
предсказаниями, чудесами. После окончания своего земного пути святые угодники,
ходатайствуя за нас пред Престолом Вседержителя, продолжают помогать тем, кто
почитает их и обращается к ним. Актом канонизации, стяжавших Божью милостью,
Церковь удостоверяет их святость. Святой не значит безгрешный человек, а тот, с
которого можно брать пример праведных поступков.

                Именно
дату ухода из жизни святого мы празднуем как день его памяти, потому, что
момент представления  является днем
рождения к новой жизни и победой над смертью. «Будьте совершенны, как
совершенен Отец ваш Небесный» (Мтф. 5:48) – такими словами Господь призывает
всех к святости, ибо в святости человека воплотился замысел Творца о нем.

                Когда
пред причастием священник провозглашает: «Святая святым…» молящиеся в храме
становятся причастными к святости и благодати. К святости близки старцы –
духовно опытные наставники, которым дается свыше дар богомудрости
прозорливости, ясновидения. Зримое присутствие с нами святых угодников
отображают иконы.

 

                ИКОНА                не изображение, а явление
образа Христа, Богоматери и святых. Мы поклоняемся не самой иконе, а явленному
на ней образу.

                У
каждого человека есть имя, которым он причисляется к небесному воинству святого
Георгия, святого Николая, святой Ольги. Мы обращаемся к нашим небесным
покровителям о заступничестве и ходатайстве за нас пред Богом. Бог по вере
нашей через икону, как через окошко из духовного мира чудотворным образом
посылает нужное нам для спасения. Особенно благодатны иконы старого образца
писаные по  канонам. Переход с
символического языка писания образов на художественно-реалистический проявляет
несоответствие формы и содержания. На иконах, писанных живописными приемами,
изображается лик, освещенный светом, на старинных же лик сам является
излучающим свет, целомудрие, смирение.

 

СМИРЕНИЕ в миру понимают
превратно, внося в содержание этого слова бездеятельность, боязливость,
пассивность. В православии смирение означает противоположность гордыне.
Горделивый говорит: «Я так хочу». Смиряющийся говорит: «Мне так Бог повелел».

Главные христианские добродетели
начертаны в заповедях Христовых. Заповедь смирения: Блаженны нищие духом, то
есть те, кто просит себе Духа Святого, как нищие просят на пропитание. Блаженны
плачущие (о грехах своих) – заповедь покаяния. Блаженны кроткие, то есть
незлобивые. Блаженны алчущие и жаждущие правды, то есть благочестивые. Блаженны
милостивые – заповедь сострадания  и
милосердия. Блаженны чистые сердцем – заповедь любви, ибо любовью очищается
сердце. Блаженны миротворцы — здесь нам заповедуется иметь дух мирный,
радостный, обретаемый снисхождением, уступчивостью, прощением. Блаженны
изгнанные правды ради – это заповедь терпения, трезвения и бодрствования.
Блаженны вы, когда будут поносить вас и злословить за меня – заповедь
жертвенности собой во имя Христова.

Святые Отцы учат, что смирению
хорошо у детей учится, потому Господь и говорит: «Кто не примет Царствия Божия,
как дитя, тот не войдет в него». (Мрк. 10:15) Как мы требуем послушности от
ребенка, дабы он не попал в беду, так и сами должны быть в послушании у Отца
Небесного, но смиряться надо пред Богом, а не пред демонами, страстями и врагами
Церкви. Смиряться значит безропотно нести свой крест и соблюдать Волю Божью,
которая открывается нам в Священном Писании.

 

СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ Нового Завета –
это учебник жизни православного христианина. Когда мы молимся, то обращаемся к
Богу, когда читаем Евангелие – Бог говорит с нами. Из-за греховности,
поврежденности ума и скудности духовного опыта часто у нас возникают трудности
в понимании Слова Божия, поэтому читать его надо с толкованием Святых Отцов.
Ключ к пониманию – слово «духовный». Например, если сказано: «Огонь пришел Я
низвесть на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!» (Лук. 12:49). Под
огнем следует понимать благодатное действие Святого Духа, как очистительного
духовного огня. Встречающиеся разночтения в толкованиях Слова Божия являются не
противоречиями, а богатством православной традиции,  как богат свет бриллианта каждой своей
гранью. Евангелие намеренно дается в четырех вариантах представителями разных
социальных групп и психомировоззренческих типов. Матфей был мытарем, Лука –
врачом, Марк из рода левитов, являлся спутником Петра, Иоанн был рыбаком. Все
они видели происходящее по своему, но каждый из них дополнял другого

Священное Писание для
православного христианина– «единое на потребу». В Писании  мы находим ответы на все вопросы, им
укрепляем и врачуем свои души, им утешаемся и просвещаемся . «И привели Его на
место Голгофу и давали Ему пить вино со смирною,но Он не принял».(Мрк 15,23)

Перед тем, как открыть Святые
Книги следует молитвенно настроиться и почувствовать душевное умиротворение.
Прочитывать каждую строку надо вслух, внимательно и  благоговейно, соединив свое разумение с
религиозным чувством, то есть читать разумом сердца.

 

СЕРДЦЕ есть не только
физиологический орган для перекачивания крови, но и орган религиозного
восприятия, «алтарь в храме души», обиталище искренности и любви.«Люди,
общаясь, смотрят друг другу  в глаза, а
Господь смотрит в самую глубину души- в сердце человеческое».

Повторим,что основной принцип,
оценивающий все движения жизни православно верующего, звучит просто:
«Способствует ли это умножению любви?» Если да, то это близко к сердцу, от
чистого сердца, берет за сердце. «Ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце
ваше». (Мтф. 6:21)

Существует рациональный ум,
познающий мир на основании логики и опыта, но есть и благой, сердечный ум,
познающий мир эмоционально-духовным образом. Именно разумом сердца возможно
познавать Бога, именно сердцем, а не словами по настоящему можно чтить Господа.
Без этого наше чувствилище, наш животворный сердечный родник мельчает и
иссыхает, из за этого так много в наше время страдающих сердечно-сосудистыми
болезнями.

 

БОЛЕЗНИ. Считается, что 10 %
наших болезней проявляются от плохой наследственности, 10 % от побочного
действия лекарств, ошибок врачей, неправильного лечения, 15 % от испорченной
экологии и 65 % от нездорового образа жизни, то есть от наших пристрастий,
пороков, грехов.

 Встретив в храме, исцеленного им от долгой
болезни человека, Господь сказал ему: «Вот ты выздоровел, не греши больше,
чтобы не случилось с тобою, чего хуже». (Ин. 6:14) Грехи наши от недуга души
нашей. Слова для души человеческой выполняют такую же роль, как орудия труда
для человека, а все физиологические процессы в организме совершаются под
воздействием душевных сил. Значит, при очищении души исповедью , покаянной
молитвой и наполнением ее Словом Божьим происходит оздоровление тела.

Преподобный Амвросий Оптинский
так наставляет: «Первых христиан враг рода человеческого искушал гонениями,
мучениями, казнями, а нынешних -скорбями, страданиями, болезнями, но ими же
искупаются многие грехи, а больной, страдающий плотью грешить перестает».
«Болезни посылаются или попускаются иногда для очищения грешной души, иногда,
как призыв к покаянию, иногда, чтоб предостеречь от греха». «Если человек
терпит скорби с покорностью Воле Божьей, исповедуясь во грехах своих, то через
это избавляется от тяготы вечных мук».

Итак, человек, прежде всего сам
является причиной своих скорбей, страданий, болезней. Не водка и вино вину
творит, а пьющие водку и вино, а так же искушающие человека враги трезвости.

 

ВРАГИ ТРЕЗВОСТИ. Главными врагами
трезвого,а значит здорового образа жизни выступают  производители и продавцы алкоголя, а также их
всемогущественное лобби в правительстве. Телевидение и кино между показом
насилия и секса пропагандируют и рекламируют «культурное питие». СМИ – средства
массовой идиотизации денно и нощно программируют сознание зрителя – потребителя
на то, что настоящая жизнь должна быть красивой. Красиво жить, значит быть
богатым и уметь элегантно поднимать бокалы, рюмки, фужеры.

Государство в лице правителей,
зная о роковой, смертной беде народа, делает вид, что ведет борьбу с
наркоманией и алкоголизмом. Эффективность такой «борьбы» показывает рост
преступлений и гибели людей по причине наркотического и пьяного угара.
Действительной силой, которая противостоит алкоголизации и наркотизации,
выступают трезвеннические движения Русской Православной Церкви. От
Санкт-Петербургской Епархии можно назвать следующие православные общества,
братства и клубы.

Старейшее из них: Общество
христиан-трезвенников братца Иоанна Чурикова при храме Новомучеников и
Исповедников российских. Телефон: 8-921-323-32-81. Пожалуйста, не путайте это общество с «Обществом духовных Христиан-Трезвенников Братца Иоанна Чурикова», организацией сектантского плана!!! (Примечание редактора сайта).  Клуб Бодрствование во имя
мученика Вонифатия при храме Неупиваемая Чаша, на заводе АТИ, телефон
387-04-11. Центр помощи алкоголезависимым при епархиальном отделе в
Александро-Невской Лавре, телефон 7 (812) 953-39-31. Общество трезвости при
храме Андрея Критского в поселке Сергиево (Володарка). Братство трезвенников
при храме Царственных страстотерптцев, Литовская 2. Общество трезвости под
покровом Серафима Вырицкого при храме Казанской иконы Божьей Матери в Вырице,
телефон 8-911-229-29-95. 

Владимир Алексеевич Михайлов,
приведший многих людей к православию и трезвости, немало поспособствовал
созданию трезвенных обществ при церковных приходах России.

Ныне работающие
церковно-общественные организации, руководимые священнослужителями и активными
прихожанами, вносят свой посильный вклад в дело народной трезвости и передают
другим свой немалый опыт.

 

ОПЫТ трезвенников для решивших
начать трезвую жизнь.

Тот, кто измучался, исстрадался,
лишился самоуважения, надорвал здоровье, но еще не обессовестился и хочет
изменить свою жизнь к лучшему должен, прежде всего, если крещен, надеть на себя
нательный крест. Если не крещен, готовиться к принятию таинства крещения.

Вторым шагом надо прийти в
церковь покаяться, причаститься и начать воцерковляться. Приобщение к
православию совершается по мере очищения души от накопившегося за время
служения пороку мусора лжеценностей и лжеустановок. Новоначальный должен
понять, что главное зло не вокруг него, а сидит внутри его в виде бесов
пьянства, табакокурения блуда и т. д. Без помощи Божьей с лукавым вражьим родом
не справиться самому. Кто пробовал бороться с зеленым змием, наверняка ощутил свою
безпомощность. Кто обращался ко всякого рода «целителям» убедился в их умении
залезать в чужой карман. Некоторые пытались обращаться к врачам и
психотерапевтам. Опытные наркологи могут оказать временную помощь, но исцелить
порок не в силах. Ими признано, что произвести глубинные изменения сознания, то
есть освободить от зависимости наркотиков и алкоголя под силу только духовной
религиозной практике.Без неё некоторыми сомнительными способами и методами
можно запугать беса пьянства .Он может на время покинуть терзаемую  человеческую душу, но, как говориться в
Евангелии, не найдя себе покоя, изгнанный бес снова возвращается и приводит с
собой семь других злейших. «И бывает для человека того последнее хуже первого».
(Мтф. 12:45) Только соединив свою волю с Божьей можно побороть лукавого духа
«спиритус».

Для этого новоначальному
требуется регулярно исповедоваться, причащаться, ежедневно прочитывать акафист
Богоматери «Неупиваемая Чаша» или акафист святому мученику Ванифатию, а также
взять на себя труд молитвы. Все это требует сил, времени и помощи. Помощь можно
получить в обществах трезвящихся и воцерковляющихся людей, естественно, отойдя
от общения с собутыльниками. Не стоит ожидать быстрого результата, ибо демоны
так просто не отпускают свою жертву. Если сорвался, не надо унывать.Упав, надо
вставать и идти вперед, помня, что терпит поражение не тот, кто в этот раз
проиграл, а тот, кто сдался. «Если согрешил, кайся и не унывай, ибо ты уже не
из толпы отчаянных грешников, а из доброго стада кающихся». Нужно помнить, что
главное – не те беды, которые мы переносим, а те выводы, которые мы из них
делаем.

Чаще алкозависимых к нам в клуб
обращаются их родственники – созависимые. Тем, кто страждет не о себе, а о
своих близких и искренне желает им освободиться от алкогольной страсти, следует
прежде всего начинать с себя. Воцерковляющимся надо укрепиться в духе, так как
только сильный может помочь слабому, нецерковным надо вернуться в лоно
матери-церкви. На вопросы, кто виноват и что делать, можно ответить себе
примерно так: «Виноват я сам. Все мои беды от собственных грехов, глупости и
неведения. Главное неведение в том, что Бога не знал, поэтому надо верить,
бороться со своими страстями и пороками и уповать на помощь Божию».

Часто созависимые, по сути
сострадальцы, жалуются: «Вот я молюсь за своего сына, мужа, брата, а пить он не
перестает». Если по молитвам не видно результата, значит, сам покаялся на
словах, а не сердцем, или плохо молишься, или торопишь время. Все нам дается по
вере нашей и в свой срок. Чтобы приблизить его хорошо принять обет трезвости.

 

ОБЕТ ТРЕЗВОСТИ – это
добровольное, осознанное обязательство пред Богом в абсолютной трезвости. Такой
обет — не клятва кому-либо, а обещание Богу в уповании на Его помощь.

Принимать обязательство пред
Всевышним может крещеный человек, начавший воцерковляться и желающий этим
добрым делом угодить Господу и искупить свои пригрешения. Обет трезвости
благодатен как для зависимых, так и для созависимых, но принятие его – большая
ответственность, поэтому нельзя, надеясь на чудо, поспешно принимать
судьбоносное решение. Необходимо утвердиться, приуготовиться и осознать, что в
случае нарушения своего слова может последовать бесовская атака. У сохраняющих
обет трезвости наступают значительные перемены в жизни. Трезвящийся поступает под
особое покровительство свыше, ему придаются духовные силы, им овладевает
религиозное воодушевление и радость победы. Сумеречное состояние сознания
рассеивается как дым, возвращается здоровье, проявляются ранее скрытые
способности и таланты. Главный наш талант вручённый Богом-это талант веры и
надо его не зарывать в землю,а приумножать во славу Господа и себе во благо.

Ученый – христианин Блез Паскаль
говорит: «Есть люди, которые не знают Бога и не ищут Его, они неразумны и
несчастливы. Другие не обрели еще, но ищут Бога, эти люди разумны, но
несчастливы. Есть и те, которые любят Бога и служат Ему – они разумны и
счастливы».