Восьмого апреля 2006 года ушёл из жизни председатель клуба «Бодрствование» Владимир Алексеевич Михайлов. Сегодня директор завода АТИ Сергей Евгеньевич Васильев рассказывает о Владимире Алексеевиче  своём друге, наставнике и соратнике.

 Вот мы на литургии молимся о смерти мирной, непостыдной, безболезненной Именно такую кончину Господь и послал Владимиру Алексеевичу. Конечно, он болел, как и все мы, и в тот раз также попал в больницу. В субботу я поехал навестить его, но уже в пути меня догнал телефонный звонок, и мне сообщили, что Михайлова не стало. Я был первым близким ему человеком, который вошёл в палату после его ухода. Мне рассказали, что он в этот день встал, помылся, помолился, всем сказал доброе слово, потом прилег и заснул. Когда я пришёл, его кружечка с чаем стояла на тумбочке ещё тёплая. Вот в таком мирном состоянии духа он и отошёл ко Господу. Помню, я пришел к нашему батюшке Иоанну Миронову, спросил: «Батюшка, где будем хоронить Владимира Алексеевича?» Отец Иоанн ответил: «Он был достойным человеком и должен быть похоронен на Никольском кладбище». Я понимал, что это не так просто сделать, но что трудно для человека, возможно для Господа. Владимир Алексеевич был погребён рядом с Владыкой Иоанном, рядом с расстрелянными монахами.

 А как вы познакомились с Владимиром Алексеевичем?

 Помните, перед самым падением России в пропасть перестройки снизилась рождаемость, появились наркомания, расцвело пьянство. И в жизни разверзлась пропасть, которая вела к гибели физической и духовной, потому как был я законченным алкоголиком. Тогда-то я и узнал о существовании клуба, который назывался тогда «Оптималист» и находился на ул. Воинова. Его председателем был Владимир Алексеевич Михайлов.

Когда я в первый раз увидел этого человека, он не произвёл на меня впечатления. Я, по гордыне своей, считал себя интеллигентом в седьмом поколении: я много читал, много знал, имел образование, посещал театры, слушал классическую музыку. А речь Владимира Алексеевича была очень простая, пересыпанная псковскими словами. Я подумал: «Ну, что этот человек может мне дать?» Однако после очередного запоя пошёл опять в клуб. Метод избавления людей от алкогольной зависимости Михайлова к тому времени превратился уже в мощную, стройную систему.

 Епархия к деятельности клуба имела отношение?

 Связь с епархией возникнет чуть позже. А тогда шёл 1987 год, и Владимир Алексеевич был даже некрещёным. Потом он крестился, а позже стал моим крестным отцом.

 Многие батюшки говорят, что от греха пьянства человек спасается молитвой, покаянием, постом и трудом. Михайлов, начиная свою деятельность, не был крещён. На что же он поначалу опирался, коли не призывал своих подопечных к молитве и покаянию?

 Он был русским, а значит, православным по духу человеком, и поступки его были христианскими. Конечно, до Крещения шёл он хоть и прямой дорогой, да путь вёл через духовные болота, где-то кочка, то гнилая вода. Но если искания некоторых людей заводят в тупик, приводят к экстрасенсам, к анонимным алкоголикам, то его духовные искания привели его прямо ко Крещению.

И я поверил в него, потому что видел, что он искренне хочет помочь людям. Он призывал: «Ведите дневник день за днём, как учили нас святые Отцы. Почитайте дневники св. Иоанна Кронштадтского, даже он постоянно корил себя, что опять поступил не как должно, сорвался Поэтому не бойтесь: упали  поднимайтесь, молитесь, просите у Господа прощения, снова принимайте обет трезвости, Господь милостив». Я соблюдал все требования клуба «Бодрствования», и вот уже 20 лет веду трезвый образ жизни.

 Это так важно  вести дневник?

 Да. Потому что когда ты пишешь,  пальцы держишь так же, как и при крестном знамении, и излагаемые тобою покаянные мысли и мольбы об исцелении идут прямо ко Господу. Есть слово услышанное, есть слово увиденное, есть слово написанное, а написанный порок страшит, и возникает желание от него избавиться.

В прошлом году случилась у меня памятная встреча. Плывя на Афон, я разговорился с монахом, который сказал: «Я прочитал книгу Михайлова о Владыке Иоанне (Снычёве). Это лучшие воспоминания о встречах с Владыкой». Согласен. А ведь эта небольшая книга  лишь часть дарования Владимира Алексеевича. Я считаю, он был русским православным самобытным философом. Его беседы раскрыли его талант философа, проповедника, популяризатора

Однако дар слова в наше время не такой уж редкий  многие могут хорошо писать и проповедовать, но не все могут явить пример личной жизни. Ещё более немногие имеют редчайший дар, который я встретил только у двоих людей  у старца Николая Гурьянова и у митрополита Антония Сурожского. Это дар нестяжательства. Безсребреники в наш век жидовствующих встречаются редко. Многие даже строчку из молитвы «спаси достояние твое» воспринимают как достояние материальных благ. Владимир Алексеевич  мирянин, ответственный за благополучие своей семьи,  был третий безсребреник, встреченный мною на жизненном пути.

С самого начала Владимир Алексеевич поставил вопрос так, что клуб должен помогать людям безплатно. Он ведь тоже в своё время пил, но придя в клуб ещё к Г. Шичко, исцелился. И поскольку дар трезвости ему был дан безплатно, то и расточать его на других он должен тоже безмездно. Он говорил: «Средства и возможности для отрезвления людей найдутся, не обязательно вырывать деньги у страждущих людей». А представляете, сколько ему приходилось ездить по стране и летать на самолётах: его приглашали в Магадан, на Дальний Восток, в Сибирь, на Алтай, на юг, на север Это дорого. Но сказано: «Отец Ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф.6.32,33). И Господь через разных людей посылал ему средства, и он тут же их расточал  отдавал тем, кто имел в них нужду. После его смерти не осталось никаких богатств, только дневники и книги.

 Как клуб «Бодрствование» оказался на территории завода АТИ?

 Думаю, только по молитвам старца Николая Гурьянова. Я поехал к нему на остров в 1995 году, и он благословил меня возглавить АТИ. Став директором завода, я сразу же предоставил помещение для клуба «Бодрствование», где мы обустроили молитвенный уголок, принесли иконы. Михайлов первый начал говорить именно о православной трезвости. В 90-х годах многие говорили о Православии и о трезвости, но никто не соединял их вместе. А он понимал, что если из человека будет изгнан бес пьянства, а к Богу он не придёт, то пустое место займут более страшные бесы, например, гордыня,  вот я какой замечательный, сумел сам избавиться от пьянства, а другие по-прежнему пропадают, или появится бес стяжания. Спасительна именно православная трезвость.

Вскоре возникла мысль строить храм. В это время именно в Петербурге была явлена икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша» (все её списки были уничтожены, остались только фотографии в дореволюционных газетах). И мы пошли к митрополиту Владимиру за благословением строить храм во имя этой иконы, хотя были предложения строить храм во имя иконы Божией Матери «Смоленской» или «Тихвинской». Но владыка не побоялся, что кто-то может неправильно понять: мол, «Неупиваемая Чаша» что это такое? что это за храм для алкоголиков? И очень важно, что именно в нашей епархии появился первый в мире православный храм во имя иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша». А Господь промыслительно соединил в этом храме о. Иоанна Миронова и апостола трезвости, если можно так выразиться, Владимира Алексеевича Михайлова.

 Владимира Алексеевича не стало, есть кому подхватить и продолжить его дело?

 Да подхватить-то и продолжить есть кому но его не заменят тысячи людей. Кто может заменить св. Иоанна Кронштадтского, митрополита Антония Сурожского, старца Николая? Конечно, кто-то служит в храмах, на острове, кто-то ведает социальными делами и т. д. Но Представьте только себе, митрополит Антоний встретил нас в сандаликах на босу ногу, сам двери открыл ключиком, сам чай вскипятил  келейника не было. Ну кто на его место станет? Так и здесь: дело трезвения многие продолжают, но стать как Михайлов безсребреником, стать родным человеком для тысяч людей  это дар Божий, и даётся он не каждому. Конечно, не останется Русская земля без праведников  Господь пошлёт. Но они будут уже иные, и иное будет у них служение. А мы собираем свидетельства людей, которые после молитвы на могилке Михайлова получили помощь и исцеление.

Записала Ирина РУБЦОВА

http://pravpiter.ru/pspb/n183/ta009.htm