ЖУРНАЛ ПРАВОСЛАВНЫЙ ЛЕТОПИСЕЦ, издание Санкт-Петербургской общественной организации «Православный Санкт-Петербург»

Журнал «Православный Летописец Санкт-Петербурга» награжден дипломом I степени на Царицинском Александро-Невском фестивале СМИ, организованным международным фондом «Александр Невский».

Диплом присужден авторскому коллективу журнала «во внимание к подвижнической деятельности по воссозданию в России христианского образа жизни».

Выходит: 4 раза в год

Распространяется: по подписке

Адрес: 196084, Санкт-Петербург, ул. Цветочная, 16

Транспорт: ст. метро «Электросила, Московские Ворота»; мрш. Т36, Т213, Т256, Т215; авт. 50, 64, 36, 3, 39Э; трл. 17, 26, 24, 15; трм. 16, 15, 29, 43.

Телефон: +7(812) 387-04-11.

________________________

В 2000-м г. в Санкт-Петербурге стал издаваться новый журнал «Православный летописец Санкт-Петербурга» (гл. ред. Л. А. Ильюнина). Это журнал церковной интеллигенции — творческих, ищущих, думающих людей. Их много в храмах Санкт-Петербурга, они трудятся в различных православных обществах; это верующие писатели, иконописцы, учителя, кинематографы, философы и просто одиноко творящие свое культурное дело верующие, церковные люди. Слово «интеллигенция» несет на себе тяжелую историческую память; кого-то это может смутить и отвратить от истинного смысла этого слова, от духа поиска, движения и творчества. К таким людям обращены слова схиархимандрита Софрония (Сахарова): «Простота дается не сразу, простоту надо заслужить долгим подвигом жизни». Искусственно ум свой упростить нельзя, надо принести все свои таланты на служение Церкви. Журнал «„Православный летописец Санкт-Петербурга“ говорит о настоящем, исходя из опыта прошлого, переводя вечно живое Предание на язык современности.

Каждый номер журнала начинается с рубрики „Слово пастыря“. Это беседа с митрополитом Санкт-Петербургским Владимиром, проповеди прот. Иоанна Миронова, прот. Василия Ермакова, прот. Александра Козлова и других питерских батюшек; „зарифмованные проповеди“ прот. Виктора Грозовского; беседы митр. Антония Сурожского. Здесь же — слова святых Игнатия Брянчанинова, архиеп. Луки Войно-Ясенецкого. Не случайно „Слово пастыря“ открывает журнал: все его пастыри — чада Церкви и водительство пастырей для них незыблемо.

Основные рубрики журнала — „Судьбы России“, „Старчество“, „Русская Голгофа“, „Православное царство“, „Чтение христианина“, „Русская Псалтирь“ и др.

Авторы рубрики „Судьбы России“ обращаются как к историческому прошлому (статьи игумена Николая (Парамонова) „Почему Петр I упразднил патриаршество“ /2001 № 1, М. В. Шкаровского „Личность „протопресвитера российской православной Церкви“ Владимира Красницкого и его встреча с Лениным“ /2001 № 2/ и др.), так и к современному состоянию Русской Церкви (иером. Антоний (Кащенко) „Возрождение пойдет из глубинки“ /2000 № 2/). Здесь же — беседы с миссионерами православия в XXI веке о. Георгием Красноцветовым, который служит в Роттердаме и историком Михаилом Талалаевым, секретарем церковной общины во Флоренции /2000 № 3/. Философские размышдения о русском пути в истории принадлежат А. Казину (ст. „Религия, цивилизация, культура“ /2000 № 3/. Очень интересна беседа с проф. Г. М. Прохоровым „Святые в русской истории“ /2000 № 4/. Он подсчитал сколько русских святых было канонизировано в разные периоды истории, сделав вывод о тесной связи государственной и духовной жизни.

В рубрике „Старчество“ — жизнеописания старцев, статьи о них и их слава. В нескольких номерах печатается „Симфония оптинских старцев“ — сокровища духовной мудрости из многотомного издания, подготовленного в Оптиной Пустыни. Напечатаны старческие советы о благодати, о благодарении Бога, о духовном руководстве, о вере.

„Русская Голгофа“ — свидетельства о страданиях русских людей в страшные послевоенные годы: „Ревнитель правды Божией“ — статья В. П. Филимонова о прот. Философе Орнатском /2000 № 1/. Голгофой названы страшные годы „крымского сидения“ Ив. Шмелева (статья Л. В. Кияшко в № 3 за 2000 г.). Церковный геноцид в большевистской России описывает прот. Георгий Митрофанов /2000 № 2/. Протоиерей Владимир Сорокин рассказывает о подготовке материалов для канонизации 236 новомучеников Санкт-Петербургской епархии /2000 № 4/.

О забытом понятии верноподданичества рассуждает Н. И. Поздняков /2000 № 4/, находя пример для организации государственной власти в Св. Писании, в беседе Моисея с Иосифом (Исход, гл. 18).

Т. Е. Тыжненко ведет нас по Св. земле, по всем местам, связанным с жизнью св. Иоанна Предтечи /2000 № 4/. Фотографии этих святых мест, описание их современного состояния и краткие экскурсы в историю проникнуты искренней, молитвенной любовью к великому святому.

„Святыни Санкт-Петербурга“ — это история петербургских храмов: Свято-Троицкой церкви, Смольного монастыря, церкви Зимнего дворца (статьи архимандрита Августина Никитина). Статья Л. А. Ильюшиной „Храм Рождества Христова“ /2000 № 4/ рассказывает о настоящем чуде: всего за один год бывшее пристанище бомжей, страшные развалины и мусорная свалка стали белоснежным храмом». Это произошло в Веселом поселке. Община под руководством игумена Лукиана не только построила и благоукрасила новый храм, она вымолила это место, очистив и физическую, и духовную грязь. Теперь в храме идет служба, произошло чудо мироточения икон… Задумано создание пещерного храма, строительство часовни. Скоро здесь будет мужской монастырь — подворье Александро-Свирского монастыря. Дивны дела Твои, Господи!

Под рубрикой «Чтение христианина» в нескольких номерах журнала /2000 № № 3, 4; 2001 № 1/ напечатаны главы из книги Н. А. Павловой об оптинских новомучениках, убиенных под Пасху 1993 г.: иеромонахе Василии, иноках Трофиме и Ферапонте. Очень живые и яркие страницы — такой яркой и насыщенной была духовная жизнь новомучеников. «Это было восхождение по вертикальной стене», — говорили знавшие их. Первая глава «Начало» — о возрождении Оптиной после советской разрухи. Уже тогда появился в монастыре будущий иеромонах Василий — Игорь Росляков, старательный, молчаливый и скромный до неприметности (а в миру он был знаменитым спортсменом и талантливым журналистом). В его монашеском дневнике нашли записи — стихиры, из которых составился как бы «акафист» Оптиной: «Восста из мертвых земле Оптинская, якоже иногда Лазарь четверодневый; прииде Господь по мольбам отцев преподобных на место погребения ея и рече: Гряди вон. Восста пустынь и на служение исшед, пеленами обвита». Чудеса, явные для всех или тайные, для одной только души ведомые, совершались постоянно: чудесные исцеления, мироточения икон… «Благодать такая, что ноги земли не касаются» — говорил послушник Игорь. Ему дано было увидеть свет благодати — луч света, исходивший из глаз только что окрещенного человека. А однажды он сказал о своем заветном желании — умереть на Пасху под звон колоколов.

Инок Ферапонт жил незаметно, даже из братии его мало кто знал. Видели его трудолюбие, догадывались о подвиге сугубого поста и молитвы, который он нес. Вспоминали, что «глаза у него совсем неземные», сам он «какой-то нездешний». Один приезжий был поражен, увидев отца Ферапонта в храме: «Я видел лицо Ангела, разговаривающего с Богом. Перед Пасхой 1993 г. он раздавал свои вещи и инструменты — видно, Бог открыл ему скорую кончину.

Совсем другим был инок Трофим. Его знала вся округа: богатырь, „духовный Илья Муромец“, он так щедро изливал на всех свою любовь, что каждый считал его своим лучшим другом». Он вспахивал огороды окрестным бабушкам, возил им дрова, дарил платочки. На уборке картошки «вернувшись с поля к полуночи, он как всегда неопустительно исполнял правило, а потом затопил печь, чтобы просушить к утру мокрые сапоги и телогрейки братии. У кого-то сапоги просили „каши“ и он тут же их починил. А еще к нему ночью пришел расстроенный послушник: „Представляешь, потерял четки“. Ох, и попадет мне!» И Трофим сплел ему четки к утру. Это был веселый инок. Его любили все и, казалось, знали. Но внутренняя его жизнь была скрыта от большинства людей. В его книгах страницы про Иисусову молитву были «перепаханы» пометками. Попавшему в беду паломнику он советовал: «Держись за полунощницу. Великая сила! На себе проверил, поверь. А духовный меч монашества — молитва Иисусова». Глядя на этого жизнерадостного богатыря, мало кто догадывался, что первую и последнюю недели Великого Поста он ничего не вкушал, да и вне поста ел мало, часто не спал ночами. Как и о. Ферапонт, о. Трофим предчувствовал близкую кончину.

Имена оптинских новомучеников знает уже весь православный мир. Пишут их иконы, по молитвам их совершаются чудеса. Мы верим, что они предстательствуют за нас пред престолом Господа.

В конце каждого номера — рубрика «Русская Псалтирь», православная поэзия. В основном, это стихи наших современников (иером. Романа, Вал Филимонова, Е. Санина, Т. Егоровой, В. Василика и др.), но № 3 за 2000 г. знакомит нас с поэтом А. В. Гессеном, умершим в 1925 г. в эмиграции совсем молодым.

Завершают каждый журнал слова святых — афоризмы, выписанные из их творений матушкой Анной (Куракиной-Кошкиной). Прислушаемся к ним:

«Благодеяния записывай на лице, а обиды на воде (Св. Исидор Пелусиот)»

«Быть злопамятным и молиться, значит то же, что сеять на море и ждать жатвы» (Св. Исаак Сирин).

«Бурю производят не обстоятельства, но состояние нашего духа. Следовательно, если мы настроем душу так, чтобы она все легко переносила, то не будет для нас ни бури, ни потопления, а будет всегда благоприятная тишина» (Св. Иоанн Златоуст).

«Милостивый не только дает людям милостыню из своего собственного, но с радостью терпит неправды и милует людей» (Св. Исаак Сирин).

Дай, Господи, и нам разуметь и исполнять эти святые слова!
Н. Бутарова

Санкт-Петербург

Журнал Новгородской Епархии РПЦ МП «София». № 3 за 2001 г.

http://sophia.orthodoxy.ru/magazine/20013/letopisec.htm

№ 20 № 21 № 22 № 23 № 24 № 25 № 26 № 27
№ 28 № 29 № 30 № 31 № 32 № 33 № 34 № 35
№ 36 № 37 № 38 № 39 № 40 № 41 № 42 № 43
№ 44 № 45 № 46 № 47 № 48 № 49 № 50 № 51
№ 52 № 53 № 54 № 55 № 56 № 57 № 58 № 59
№ 60 № 61 № 62 № 63 № 64 № 65 № 66 № 67
№ 68 № 69 № 70 № 71